Вся жизнь дежурного по станции Сухиничи-Главные идёт по графику

Главная / Новости / Человек и его дело / Вся жизнь дежурного по станции Сухиничи-Главные идёт по графику
04.08.2023
Вся жизнь дежурного по станции Сухиничи-Главные идёт по графику
   Вся жизнь дежурного по станции Сухиничи-Главные идёт по графику 

   А ведь зарекалась по молодости Маргарита Юрасова: «На железку не пойду». И пожалуйста: в общем уже 21 год трудится по сложнейшей из сложнейших специальностей. Как-никак, а династию железнодорожников так просто не прервёшь! 
   Незадолго до профессионального праздника, Дня железнодорожника, отмечаемого в первое августовское воскресенье, корреспонденты «Организатора» побывали на посту электрической централизации, где удалось увидеть работу дежурного по станции. 

   Мозг всей станции
   От вокзала направляемся по тропке налево. Отыскать пункт назначения помогает доблестный сотрудник охраны. Здание неприметное. Человек несведущий разве поймёт, что здесь находится?А здесь ведь мозг всей станции! 
   – Маргарита! – зычным голосом крикнул провожатый, как только мы остановись вблизи неприметного серенького домика. В окне третьего этажа показалась стройная улыбающаяся женщина. Вот он какой – облик труженицы железной дороги. 
   Когда разрешение зайти на объект получено, поднимаемся по крутой лестнице на третий этаж. На входе здороваемся с дежурным контактником Михаилом Черкасовым – редким специалистом. 
   Ба! Любой пилот позавидовал бы количеству кнопок и лампочек на пульте электрической централизации. Иллюминация мигает, звуковые сигналы раций раздаются попеременно. 

   Сухиничи-Главные – станция стыкования рода тока. В России таких всего 26. Наша на линии от Москвы до Брянска – единственная. Из Москвы поезда прибывают на постоянном токе мощностью в 3 000 вольт, а на Брянск идут на переменном в 27 000 вольт. При всей сложности станция Сухиничи-Главные считается станцией второго класса. 

   – Всё сделано автоматически, но скоростные поезда переводим вручную. Они прибывают на одном токе, останавливаются, пантографы опускаются, мы переводим ток, пантографы поднимаются, и поезд идёт дальше. Ошибок быть не должно, потому что для того же электровоза несовпадение родов тока чревато выходом из строя всей многоступенчатой системы.
   Если смотреть контактную сеть, то верхняя часть горит красным, там сейчас «переменка». Кнопкой туда раз – и «переменка» становится «постоянником», – поясняет для чайников профессионал Маргарита Юрасова. 
   В кабинете раздаётся протяжный сигнал: это как раз зовут дежурного по станции. 
   – Сухиничи-Главные, Юрасова, слушаю. Шесть сто тридцать пятый, машинист Никифоров, на первом пути четыре вагона, шестнадцать осей – состав электропоезда. Закрепили два башмака с накатом, один с чётной, один с нечётной, – проговорила Маргарита Владимировна за пару секунд. 

   Коллеги способные и сильные 
   Рабочий день идёт так: скоростной 738 «Ласточка» прибывает на второй путь – дежурные по станции заступают на смену, а когда 742-й прибывает на второй путь – домой идут. Ну и наоборот. Шесть часов один дежурный по станции принимает, отправляет, маневрирует, исходя из информации, которую ввёл напарник, а затем сам садится работать в программах ГИД УРАЛ, АРМ ТК, вводит данные и занимается планированием графика. 
   Через несколько десятков минут Маргарита Юрасова уступит место за пультом-манипулятором напарнику Виталию Логунову. Должность дежурного по станции очень ответственная, ошибкам здесь не место. Хорошо, когда коллеги отличаются надёжностью. 
   – Мне повезло, более 10 лет я проработала с дежурной по станции Ольгой Сергеевной Носовой, грамотным, способным человеком. А сейчас на смене с Виталием Александровичем Логуновым, молодым и перспективным специалистом, который не бросит в трудной ситуации. Всегда можно рассчитывать на его помощь и понимание, – уважительно отзывается Маргарита Юрасова о коллеге. – Часто приходится работать с другими дежурными по станции, а их вместе с нами десять, и все профессиональные и сильные. По-другому не может быть: железная дорога не позволит. 

   Когда ты нужен всем и сразу
   Планировать график поездов – это не значит работать по одному и тому же шаблону от смены к смене. Острый ум, стрессоустойчивость и готовность решать самые нестандартные задачи – одни из ключевых черт дежурного по станции. Скучать некогда. 
   Вот и в день нашего визита дежурным по станции приходилось ломать голову. 
   – Диспетчер забрала грузовой поезд из Брянска, число вагонов – сто условное. Кроме второго пути, его принимать некуда. Но следом идёт электропоезд. Если мы примем грузовой на второй путь, то электропоезд к нам уже не приедет, – говорит Маргарита Владимировна. 
   – Вот этот поезд, девять четыреста тридцатый, мне брать некуда. Как на второй путь я его возьму? У нас запланирована на 16.30 электричка, – как раз передаёт по рации данные Виталий Александрович, уже пересевший за пульт, и отдаёт команду уже другому человеку. – Машинист поезда две сто сорок пятый, входной сигнал эн открыт, на перегоне Сухиничи – Сухиничи-Главные. Прибываете на 13-й путь, эн 13 запрещающий с остановкой. 
   Затем напарник Маргариты Юрасовой начинает советоваться с коллегой. 
   – Только у меня на 13-м пути время заканчивается у машиниста, в 15.20 он 12 часов на работе. То ли бригаду там поменять, чтобы я поезд подтянул, с 15-го отправил, и эту сотку принял на 15-й путь, подтянул в направлении тупика и осадил…– вот она – рядовая речь на посту электрической централизации. 
   Нестандартные ситуации случаются сплошь и рядом, и все их видно, если правильно «прочитать» табло или вглядеться в обычный серый металлический ящик, похожий на электрощиток. 
   – Это пульт-приставка, это на Фаянсовую у нас стоит полуавтоблокировка. Все переезды выведены вот сюда, на наш пульт, 11 переездов у нас. Сейчас 114-й и 160-й на неисправности, как видим по световому сигналу. А если авария произойдёт, чего не хотелось бы, то сигнал загорится ровным красным, и тогда нам надо будет выдать ограничение по скорости – не более 20 километров в час, – разъясняет дежурный по станции Юрасова. 
   Глядя на отлаженную работу специалистов, которые наизусть знают длину составов, количество осей и сколько башмаков убрали с какой стороны, ощущаешь: мозги закипают. Это только кажется, что поезда прибывают и уезжают по обычному наработанному распорядку и везде машинистам горит зелёный. А на самом деле, как говорят профессионалы, через руки дежурных по станции проходят тысячи жизней. 
   – Ещё сегодня выходной, обстановка спокойная, – уверяет Маргарита Юрасова – оптимистка и обаятельная женщина, раз в пятидесятый за полчаса передавшая данные – А так ещё у нас смежные службы есть: механики, путейцы, и все зовут по этим рациям, а их у нас пять. Каждому надо успеть ответить, дать команды, вывести стрелки, с каждым поговорить.

   Детство босоногое, время золотое 
   Нет, эта должность для людей из особого теста. Хотя опыт значим, да и когда железная дорога с самого детства много-много раз пересекалась с линией твоей судьбы, наверное, работаешь с большей ответственностью. 
   Отец Маргариты, Владимир Васильевич Гуров, сначала вагонником работал, затем 13 лет на середейской шахте, а уже до пенсии дорабатывал на Главных составителем поездов. Уже более 20 лет его нет с нами… Валентина Александровна, мама, – медсестра железнодорожной поликлиники. Тоже причастна, хоть и косвенно, к железной дороге. 
   Жили Гуровы за линией, на Первомайской, в ещё до войны построенном жёлтом доме № 56. Бесконечное количество раз маленькая Маргарита через этот мост, что из окна её кабинета виден, ходила. Всегда был слышен в родном дворе голос дежурного по станции, свист электровоза, звуки прицепляемых вагонов. Все поселившиеся близ линии привыкли к этому шуму и давно не обращали внимания на признаки жизни железной дороги. 
   – Семью нашу маленькой назвать было нельзя: бабушка, папа, мама и мой старший брат Игорь. Каждое лето из Москвы приезжали три двоюродные сестрёнки, и Гуровы становились многодетными. Мы всегда жили мирно. Что запомнилось, всегда трудились. В то время в квартире воды не было, плюс печное отопление, держали хозяйство, так что ещё тогда мы познали все прелести жизни, – полушутя рассказывает Маргарита Владимировна. Летом вся семья ездила с ночёвкой отдыхать на реку Серёну – чистейшую и богатую на рыбу реку. В ближайшем лесу было очень много белых грибов. Готовили на костре уху, купались, хотя вода в Серёне очень холодная: много родников. А утром пастух приносил отдыхающим банку парного молока. 
   – Каждый год ездили в Одессу, где жил мамин двоюродный брат. Там мы полюбили море, особенно в шторм. Мы с братом, как два маленьких дикарёнка, мчались к волнам, а мама бегала по берегу и кричала: «Игорь! Рита!» – делится трогательными кадрами из ленты жизни Маргарита Юрасова. 
   – Всегда я чувствовала заботу и поддержку старшего брата. Он мне даже свою «Яву» доверял. Правда, скручивал предварительно поворотники: их было очень трудно достать, а мотоцикл временами я удержать не могла, – смеётся женщина, которая, как оказалось, с техникой, особенно двухколёсной, на ты. 
   Брат Маргариты Владимировны, кстати, не пошёл ни в медики, ни в железнодорожники, но тоже реализовался как специалист и сейчас работает заместителем начальника в АО «Мостотрест». 

   Кто такие движенцы?
   Тем не менее династия железнодорожников растёт. 
   Свёкор Маргариты, Николай Фёдорович Юрасов был начальником участка ПЧ-48, ветеран труда, имеет армейскую награду за отвагу, проявленную на пожаре. Муж – помощник машиниста на мотовозе. 
   – А ещё я плохая мама, – с долей юмора говорит Маргарита Владимировна, – сына в железнодорожный вуз отправила. Артём учился по направлению на бюджете, что большой плюс – на военной кафедре. На неё далеко не каждый проходит. В этом году окончил Российский университет транспорта, работает оператором при дежурном по станции Черкизово. На достигнутом останавливаться не планирует. 
   Сама же Маргарита хотела идти по маминым стопам. Как много значил белый халат, который большая аккуратистка Валентина Александровна накрахмаливала и наглаживала, говорит тот факт, что четыре племянницы взяли с неё пример и выучились на медиков. А вот дочку опытная медсестра наставила на другой путь. –
   Поехали мы с мамой в 1993 году в Калугу. С одной стороны в районе фабрики «Калужанка» – медицинское училище, с другой – железнодорожный техникум. Я тянулась больше к медицине. А мама сказала: «Рит, я тебя медиком не вижу». И так мы пришли в железнодорожный техникум. Сухиничскую школу № 4 я окончила хорошо, по баллам проходила на все специальности. Осталось только выбрать. Изучаем перечень. «Так, путейцы, механики, тепловозники – больше мужская специальность. А вот другое дело – движенцы. Проходной балл высокий, наверное, хорошая специальность!» – решила мама. Подала я документы, отучилась, а вот кто такие движенцы, поняла только на практике в Зикеево, – рассказывает Маргарита Владимировна. 
   После окончания техникума железнодорожного транспорта в 1996 году она стала работать дежурным по станции Думиничи. Спустя два года попала под сокращение, так как станцию на ночь закрыли, а работников оставили только двух из числа местных. 

   Самый дорогой и любимый человек на свете 
   – Я тогда сказала: «На железку не пойду больше»,– вспоминает своё скоропалительное решение Маргарита Юрасова. 
   Но не стоило ей зарекаться. Выйдя замуж, некоторое время занималась предпринимательством. В 2000 году родила сына Артёма. 

   – Он сразу стал самым дорогим и любимым человеком в моей жизни, – признаётся она. – Я старалась всему, что могла сама, научить его. Когда Артём сказал, что не умеет лазить по канату, мы тем же вечером пошли в посадку, нашли дерево, и я сыну рассказывала и объясняла, как нужно лазить. В его 12 лет решила, что он уже большой, и подарила мопед, который пригнала с Автозавода, сама научила сына ездить. Сын не остался в долгу: всегда меня поддерживает, даёт советы. 
   Я с детства была спортивной, но никогда не знала, чем конкретно заниматься. И только в 44 года влюбилась в плавание. Артём – баскетболист, и как-то Ирина Валентиновна Калита ему сказала: «Твоя мама хорошо плавает. Не хочет ли она поучаствовать в соревнованиях?» Я сказала сыну, что нет, не хочу. А он сообщил Ирине Валентиновне: «Конечно, хочет». Так я стала участницей спортивных состязаний в Обнинске, в Калуге, привезла в Сухиничи медаль и грамоту. Это очень приятно, и спасибо Артёму и Ирине Валентиновне за поддержку. 

   Так держать, железнодорожники! 
   Судьба снова привела Маргариту Юрасову на железную дорогу в 2004 году. Тогда дежурным по станции работала Елена Александровна Боброва. Маргарита Владимировна же, чтобы изучить сложную станцию стыкования рода тока, сначала устроилась работать сигналистом. Месяца три закрепляла поезда, и уже осенью её перевели на работу по специальности – дежурным по станции Сухиничи-Главные. 
   Раньше Сухиничи-Главные считались станцией первого класса, пассажирский поток был интенсивнее, хотя и сейчас вздохнуть некогда: железнодорожный транспорт идёт по трём направлениям: на Фаянсовую, на Калугу и на Брянск. 
   – Машинист Юрин, на 34-м пути Сухиничи-Главные из-под состава электропоезда убрали два тормозных башмака, один с чётной стороны, один с нечётной, Ручной отпустили, предупреждение получили, с 34-го пути выходной сигнал эн 34 открыт, на график отправляйтесь, – как раз отдаёт указание Юрасова. 
   Электричка тронулась, а Маргарита Владимировна изучает схему на мониторе, отдаленно напоминающую карту метрополитена. 
   – Вот поездочки, вот они прицеплены локомотивчики, вот нитки, – любовно говорит женщина о своей работе. – Из Брянска, из Бекасова идут составы, которые в условную длину пути не вмещаются, их приходится подтягивать вперёд, осаживать назад. Надо, чтобы в хвосте этого полуторакилометрового поезда был человек, а ещё надо нам приготовить маршрут, чтобы не повалять вагоны. 
   Часто она советуется с дежурными по соседней станции Сухиничи, передаёт и запрашивает данные. А как хорошо, когда с некоторыми коллегами и отношения тёплые и дружеские, и досуг совместный! 
   – Спасибо Светлане Ивановне Савиной из ДСП Сухиничи. Мы с ней в этом году отдыхали в Кисловодске. Незабываемые ощущения после подъёма на открытых подъёмниках на Домбай на 3 000 метров над уровнем моря! – поделилась впечатлениями от отпуска Маргарита Юрасова. Вот такие смелые женщины работают на железной дороге! А после смены она успокаивает душу, кормя рыбок на своём пруду. Дома о работе ни слова. 
   – Пользуясь случаем, хочу поздравить с нашим профессиональным праздником всех: руководство нашей большой станции, моих коллег и смежные службы. Железнодорожники, только вперёд! Так держать! – напоследок оптимистично добавила Маргарита Юрасова, профессионал со стажем более 21 года, 19 из которых отданы станции Сухиничи-Главные. 
   Анна Гуськова Фото автора и из личного архива Маргариты Юрасовой
Просмотров: 2202

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос