Одесса, мама и хотенская ферма

Главная / Новости / Сельское хозяйство / Одесса, мама и хотенская ферма
11.12.2020
Одесса, мама  и хотенская ферма
   Для телятницы ООО «Русич» Светланы Сагала, приехавшей из Украины, Россия и Сухиничский район стали родным домом, а ее подопечные – почти детьми.
   Раннее декабрьское утро. На дворе мороз - не лихой, но хорошо пощипывающий лицо и руки. За ночь температура упала до -120, а за городом и того ниже. Ещё темень на улице, сквозь которую сухиничские жители спешат в школу и на работу. А где-то в это время уже вовсю идет трудовой процесс.  

   Не до сна 
   Старенькая хотенская ферма не спит уже три часа – коровы подоены и вся живность от мала до велика дружно дожевывает на завтрак свеженькую порцию силоса, сдобренную посыпкой. 
   Девчата, работницы ООО «Русич», торопливо бегают с ведрами, метлами, вилами. Уборка коровника и телятника близится к завершению. 
   Телятница Светлана Сагала ловко управляется на своем участке. 
   К сельскому труду женщина привыкла с детства, оно прошло на Украине. Ей бы в ту пору на танцы в клуб бегать, а она на местную ферму шла помогать родителям.
   - Они в колхозе работали, мать коров доила. Я с 14 лет им помогала, даже школу не окончила: всего 8 классов, а 9-й не доучилась, пришлось уйти. У нас тогда дедушка умер, и надо было деньги зарабатывать, чтобы с долгами рассчитаться, что на похороны занимали. Так и стала дояркой, - начала свой рассказ животновод.

   Новоселье
   В Сухиничский район с маленькой дочкой на руках и соотечественниками переехали по программе переселения в 2007 году. Куда едут, толком не знали, слышали только краем уха, что места неплохие, природа красивая, есть на селе работа для молодежи.  
   - Я в первый же день, как приехала сюда, побежала на ферму. Интересно было посмотреть, как тут: хорошо или плохо. Честно сказать, не ожидала, что местные по-доброму приезжих примут. Освоились быстро. Нам здесь и квартиры дали, и работой обеспечили, здесь и дети мои родились. Так и осталась в Хотени. Начинала дояркой работать. Долго привыкала к здешним аппаратам - трубы высоко, пока их закрепишь, подсоединишь. Это потом уже руку набила, - вспоминает первые трудовые будни на хотенской ферме труженица. 
   Светлана отработала дояркой пару лет до декрета. 
   - Помню, сына ждала. Неделя до родов оставалась, а я все на ферму бегала. Меня домой отправляли, говорили: «Иди, а то под коровой родишь». Потом родила, пробыла в декрете полтора года и обратно в колхоз, - с улыбкой говорит многодетная мама (детей у Светланы четверо: старшая дочь, средний сын и девочки-двойняшки - Прим.ред.). 
   Вскоре ее перевели в телятницы. С потомством на хотенской ферме она возится не первый год. Сейчас у нее под опекой порядка 200 голов. 
   - Бывают трудности, и нервы иной раз сдают. Приходится и задерживаться, когда, например, ветврачи приезжают. Им подсобить нужно, поймать теленка, подержать. Дояркам – то в этом плане лучше, они подоили коров и ушли с фермы, их коровы стоят себе в стойле спокойно. А мои телятки бегают по загону, поди поймай их. 

   И в будни, и в праздники 
   Рабочий день животноводов начинается рано утром. 
   - Мы с напарницей Наташей чуть позже доярок приходим, где-то в половине шестого утра. Начинаем обход с маленьких, тех, что в родилке. Их пока не так много, голов 12. Сейчас только начинают рождаться, а массовые отелы, как правило, в январе пойдут, так что скоро хлопот у нас прибавится. 
   Набираем молоко из холодильника, греем и идем поить их - кого из ведра, кого из соски. Чистим, а после на телятник переходим, где старшие содержатся, с ними возимся. 
   Утром до 9-10 часов на ферме бываем. Работу выполним, расходимся по домам и до половины первого своими делами занимаемся. Затем опять сюда приходим. Смотрим, кому сена подкинуть, кому воды подлить, а там, может, какая корова оте-лится. Тогда надо её сдоить и теленка напоить молозивом. Доярок в обед не бывает: дойка сейчас двухразовая, обхожусь сама, тем более что умею. 
   А вечером мы недолго здесь находимся, часа два от силы, пока всех, кого надо, попоим молоком и водой, и уходим. И так каждый день: и в будни, и в праздники, - рассказывает о своей работе телятница. 
   С личным временем селянка порой не считается, но успевает за молодняком приглядывать и воспитанием своих детей заниматься. 
   - Когда отпуск, душа не на месте, я пару дней дома посижу и сюда бегу посмотреть, все ли нормально здесь, так ли за телятами ухаживают, - говорит она. 

   Мама для телят 
   Для коровьего потомства телятница – вторая мама. - Не всегда корове дают облизать теленка. Она отелится, его соломой оботрут и под лампу несут греться. Получается, что и мать свою теленок толком даже разглядеть не усевает. На 21-й день от роду переводим их на сухое молоко. До 3-месячного возраста держим в клетках, так они крепче становятся, после выгоняем в загоны – сначала в один, потом в другой, поскольку телята поделены на четыре возрастные группы. Почти как в детском саду у нас, да и телята – они же маленькие, как дети, бегают везде за тобой. Зайдешь к ним в загон, они тут как тут. Я их шпаной называю, - с умилением говорит о своих подопечных Светлана Сагала. 
   Но и среди двух сотен озорников у телятницы есть свои любимчики. 
   - Кто «тяжелый», тот и любимый. Обычно это те телята, которые плохо переносят перевод с коровьего молока на сухое и с него – на воду. Бывает, что малыш не умеет пить, тогда приходится с руки поить, приучать.

   История бычка Фили и судьба петуха 
   Одним из «тяжелых» был и Филя. Это сегодня он годовалый бычок, который ничем, кроме масти и породы, не отличается от своих сородичей. Разве что на имя откликается и признает своих спасителей. 
   - Он вообще маленький родился, недоношенный, килограмма 3-3,5, не больше. Кожа да кости, а по факту голова и копыта. Мы с напарником его выхаживали, по очереди на руках держали, кормили, поили. Сколько он нас вымучил, зато теперь вон какой красавец вымахал. Даже Анатольевич (Андрей Анатольевич Григорьев – Прим. ред.) не хочет его продавать. Кого угодно, только не Филю, да и сама я его не отдам, он мне как дитя. Умный, послушный бычок вырос, он у нас и по ферме бегал, и по улице, везде за нами, как хвостик. Наши до сих пор удивляются, как это он выжил, - поведала Филину историю телятница.- Я за каждого теленка переживаю, как за родных детей. И давление скачет, и голова болит, если что с кем не так. Поэтому смотрим с Наташей в оба, чтобы вовремя прийти к ним на помощь. 
   Дома у Светланы Сагалы тоже есть живность – собака, два кота Вася и Яша, кошка Эммочка и петух Петя. 
   - Петуха этого я долго искала. А тут поехала на рынок, хотела кур купить, а увидела его. Несушек я после тоже завела, но недавно продала. Петю оставила, уже месяц как он один живет. Позже, конечно, новых курочек ему куплю, чтоб веселее петуху было, - рассказывает о хозяйстве Светлана. 

   Мой дом – Россия! 
   О своей Родине женщина говорит украдкой. 
   - Что о ней вспоминать? Нечего. Хорошего там, на мой взгляд, ничего нет. 
   Конечно, наша деревня большая была, почти как Сухиничи, в часе езды от Одессы, речка… Родные – мать, сестры, брат, племянники - все там остались, уже в город перебрались жить. Связь поддерживаем, тем более, что это не проблема, когда есть Ватсап, социальные сети. Переписываемся, созваниваемся, общаемся. Может, они и думают, что я приеду обратно, но зря. Последний раз на Украину ездила лет 10 назад с дочкой. Так нас с ней чуть из поезда не высадили. На границе привязались, долго документы наши рассматривали. Всё расспрашивали: кто мы, что мы. Наверное решили, что раз я уехала жить в Россию, пропредала малую родину. 
   Меня и брат двоюродный уговаривал вернуться. Представляете, я его 38 лет не видела, последний раз - когда мы маленькие были. Вот нашлись по интернету, и то я его сразу не признала, пока детскую фотографию не прислал. С ним теперь даже больше общаемся, чем с родными. Возвращаться на Родину не хочу, теперь мой дом – Россия! Мне одной с детьми здесь спокойнее. Обратной дороги нет, надо идти вперед и не сдаваться, как бы трудно порой ни было, - сказала как отрезала Светлана.  

   Дети – смысл жизни 
   О том, как сложилась её женская доля, предпочитает лишний раз не думать. 
   - Иногда хочется побыть слабой, чтобы кто-то пожалел, а потом говорю сама себе: кому я нужна со своими проблемами? Только детям. Ради них на всё готова,- признается труженица. 
   - В моем детстве ничего толком не было, всего два платья. Родители хоть и работали, но не баловали. А детям же и сладостей хочется, и игрушку какую. Мне тоже не легче одной с четырьмя детьми, но справляюсь, стараюсь дать им всё самое необходимое. Лишь бы только у них все хорошо было, и чтобы потом они вспоминали свое детство как счастливую пору. 
   Дети - мой смысл жизни, их успехи – моя гордость! В школе, когда они выступают на мероприятиях, мне бы смот-реть да радоваться, а я плачу. Наверное, от счастья.  

   Друг другу нужно помогать 
   Старшие дочь и сын – мамины помощники, они смотрят за младшими сестрами-двойняшками, пока родительница трудится на ферме. 
   - Они не раз ко мне на работу приходили, им нравится здесь. Только я им говорю, что не хочу, чтобы они когда-то на ферме работали. Сама до последнего в колхозе буду, пока он существует и руководство хорошее, но их сюда не пущу. Это тяжелый труд, тем более для женщины. Чистить загоны, силос вилами раскидывать - по сути не бабское дело. Если тут и работать, нужно любить то, чем занимаешься. 
   Директор наш, Андрей Анатольевич, – молодец! Не обижает, зарплату вовремя платит, премии выписывает и в трудную минуту приходит на помощь. У меня когда квартира сгорела, он одним из первых помог, - рассказывает Светлана Сагала. - Я и детей своих учу, чтобы они делились последним куском хлеба. Даже когда приезжаем в райцентр, если вижу, того, кто милостыню просит, всегда даю деньги. Мы же незнаем, зачем он просит. Может, горе у человека какое, а если на бутылку собирает, то это на его совести. Наше дело – помочь! 
   Надежда ВАСИЧЕВА Фото автора
Просмотров: 951

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос