Одно колесо не покатит повозку

Главная / Новости / Образование / Одно колесо не покатит повозку
10.03.2023
Одно колесо  не покатит повозку
   Будущее образования надо создавать вместе 
   Участники образовательного процесса Сухиничского района открыли Год педагога и наставника конструктивным диалогом в формате форсайт-сессии. Учителя, родители и дети разделились на группы, каждая из которых ставила цели на текущий год и показывала пути их достижения. 

   Учесть мнение каждого 
   Педагогическое сообщество района задумалось, как сделать так, чтобы официальное мероприятие стало интенсивным и полезным тренингом, в ходе которого каждый может высказать свои соображения и быть услышанным. Так появился новый формат проведения встреч – форсайт-сессии. Первая сессия прошла 2 марта. Собрание было приурочено к знаменательной дате – 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя и основоположника научной педагогики в России. 
   Что такое форсайт-технология? Это инструмент прогнозирования и формирования будущего. Будущее не предопределено: его нельзя точно предсказать, но можно попытаться построить его в своих интересах. Можно самим определить, какие направления развития сделать приоритетными, выработать цели и задачи, наметить способы их реализации. 
   А поможет в этом «коллективный разум». На мозговой штурм в танцевальном зале районного Дворца культуры собрались педагоги и руководители учебных заведений, советники по воспитательной работе, родители и учащиеся. За несколько часов работы в командах им предстояло выстроить стратегию и тактику развития образовательных процессов в Сухиничском районе. 
   – Сегодня мы с вами сформируем проект развития отрасли образования района на этот год и сделаем задел на будущее, – сказала ведущий эксперт форсайт-сессии заведующая отделом образования Татьяна Абрамова. 
   В том же ключе приветствовал участников встречи глава администрации района Александр Колесников. 
   – Здесь рождается наше будущее, ибо от того, как мы выстроим образовательный процесс, будет зависеть завтрашний день района, области и России, – подчеркнул глава. 

   В фокусе – мнение каждого 
   Ведущая мероприятия Александра Кузянова коротко пояснила тонкости форсайт-технологии, и работа закипела. За шестью круглыми столами собрались группы участников, представляющих образовательный процесс каждая со своей стороны. И организаторы достигли желаемого: сфокусировать мнения родителей, директоров, детей, педагогов в одной группе. Порой мнения, высказываемые группами, диаметрально расходились, а порой совпадали. 
   Первый этап работы. Группы определили основную цель, способы реализации которой они будут разрабатывать. 
   «Директорский» стол по-хозяйски сразу обозначил важность образовательной инфраструктуры. Татьяна Колган знает не понаслышке, как важны для обучения технические средства независимо от того, городская это школа или сельская. Стрельнёнские учащиеся начали этот учебный год в обновлённой школе, оснащённой самым современным оборудованием.
   Общий для всех кадровый вопрос подняли педагоги дошкольного образования. Эта проблема волнует всех, и, забегая вперёд, скажем, что учительская фокус-группа тоже не обошла эту проблему и в качестве одного из решений предложила расширять сетевое взаимодействие между школами. За столом родителей обсуждали проблему безынициативности и отсутствия заинтересованности большинства взрослых в воспитании детей и участии в школьных делах. Самые молодые участники форсайт-сессии предпочли решать проблемы творческого развития. 

   Проблемам – стоп! 
   Как длинный путь начинается с первого шага, так и процесс достижения цели должен разбиваться на последовательное решение нескольких задач. Этот этап фокус-группы прошли быстро: люди, что называется, в теме и легко сумели вычленить основные пункты плана, по которому надо работать. Вот только задуманное не всегда означает сделанное, и следующим этапом работы групп стало выявление проблем, мешающих исполнить запланированное. 
   Стоп-проблемы. Болевые точки образования. Их, как оказалось, члены групп видят по-разному. Дети и родители поставили на первые места сложности межпоколенческого общения и нехватку времени. К ним присоединились советники по воспитательной работе. Они тоже основной проблемой считают отсутствие взаимодействия в триаде учитель – родитель – ребёнок. А вот непосредственные организаторы учебного процесса – учителя, работники дошкольного образования и директора школ – опять заговорили о кадрах и финансировании. И все сошлись в одном: у многих детей отсутствует мотивация к учёбе и общественной деятельности. 
   Итак, проблемы определены. Осталось, как иронично выразилась Александра Кузянова, самое простое: предложить алгоритм решения каждой проблемы. Вновь мозговой штурм, вновь жаркие споры. Команды пытались свести в единое целое предложения всех участников, совместить несовместимое: идеальные представления о педагогическом процессе и реалии современной жизни. 

   Посмотреть под другим углом 
   Неслучайно организаторы мероприятия в качестве названия выбрали изречение деревнеиндийского мудреца. «Одно колесо не покатит повозку» – это про то, что любая проблема решаема, если действовать сообща. Фокус-группы не просто собрались вместе, в процессе работы они стали сплочёнными командами. И на следующем этапе им предстояло защищать свои предложения перед членами других групп. Не столь часто такое случается в жизни: школьники на равных ведут диалог и спорят с директорами школ, а родители обсуждают с детьми слабые места воспитательного процесса. Порой это очень полезно – посмотреть на проблему под другим углом, глазами другого. Так, из списка стоп-проблем учащихся исчез пункт о нехватке времени, а педагоги пришли к решению, что летние лагеря и школьные площадки можно сделать тематическими: на базе одной школы будут в неформальной обстановке повышать качество знаний будущие химики-биологи, на базе другой – математики-физики. Гуманитариям тоже найдется место, а спортсменам – мячики. 
   Обмен мнениями состоялся, команды вернулись за свои столы, и началась кропотливая работа: им предстояло свести цели, задачи, проблемы и пути их решения в единые таблицы-матрицы. Эти матрицы станут основой для определения стратегических направлений развития при планировании работы системы образования нашего района. А пока педагогическому сообществу предстояло сообща заслушать выступления спикеров каждой группы. Прозвучало множество интересных предложений. Грантовая поддержка, активизирование спонсорской деятельности, участие в нацпроектах и расширение программы «Земский учитель» – это и о кадрах, и о финансах, а открытие на базе школ педагогических классов – о привлечении молодёжи в отрасль образования и о подготовке к поступлению высшие учебные заведения по профилю. 
   Первый в районе педсовет в формате форсайт-сессии прошёл успешно. Подводя итоги, заведующая отделом образования Татьяна Абрамова поблагодарила участников за активную работу, а заместитель главы администрации Сухиничского района Елена Пастарнакова отметила, что подобные мероприятия способствуют преодолению сложностей коммуникации между различными группами участников педагогического процесса и дают возможность каждому участнику посмотреть на свою работу с другой стороны. 
   Лада МАЛЫШКОВА Фото Юрия ХВОСТОВА
Просмотров: 1525

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Образование

     В гостях у «Сказки»

    Рабочая встреча руководителей образовательных учреждений района впервые прошла в детском саду микрорайона Автозавод

    Комментарии: 0

  • Образование

    Стрельненские застрельщики

    В Стрельненской основной школе опять кипит работа, дети и педагоги фонтанируют идеями, а руководство готовит смету. Дело в том, что стрельненцы поставили себе задачу победить в очередном конкурсе и выиграть финансирование на обустройство военно-спортивной полосы препятствий.

    Комментарии: 0

  • Образование

    ЕГЭ – непростая история

    Так ли страшна процедура проведения единого государственного экзамена, как о ней говорят? На этот вопрос нашли ответ тринадцать мам и один папа сухиничских школьников.

    Комментарии: 0

  • Образование

    Два серебра и бронза

    Утренняя линейка по понедельникам в Колледже транспорта и сервиса всегда особенная, но на этой неделе она была особенной втройне: на общей линейке торжественно чествовали призёров регионального чемпионата профессионального мастерства. Студенты колледжа трижды всходили на пьедестал и привезли в Сухиничи два серебра и бронзу.

    Комментарии: 0

  • Образование

    Открытый урок физики с использованием оборудования лаборатории «Точка роста»

    Сегодня необычный день, один из тех, о которых можно только мечтать! Мы возвращаемся в детство, в тот период жизни, когда мы смотрели на мир широко распахнутыми глазами, впитывая информацию как губка. Мы снова сядем на школьную скамью, почувствуем себя учениками одиннадцатого класса, отправившись на урок физики в Шлипповскую среднюю школу.

    Комментарии: 0

  • Образование

    У электриков подрастает смена

    Ноль, фаза, земля! Колледж транспорта и сервиса, группа № 24, второй курс, профессия – электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Двенадцать ребят, которых с нетерпением ждут предприятия и организации района

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос