Горит у учителя сердце

Главная / Новости / Образование / Горит у учителя сердце
05.10.2018
Горит у учителя сердце
   5 октября в нашей стране отмечается День учителя. Это праздник благодарности за самоотверженный труд, любовь, заботу о новом поколении – о детях. Первый звонок, уроки, гордость за пятерки, слезы от «незаслуженной» двойки, тайком вырванный лист в дневнике, экзамены, выпускной – все это вызывает ностальгию, у каждого человека найдутся теплые воспоминания о родной школе и первом учителе. 
   В день знаменательного праздника мы решили задать несколько вопросов учителю начальных классов средней школы № 2 Валентине Вячеславовне Борисовой, педагогический стаж которой насчитывает 23 года.  
   В свое время Валентина Борисова постигала азы профессии в одном из лучших вузов страны – Калужском государственном педагогическом университете имени К.Э. Циолковского на факультете педагогики и методики начального образования. В 1996 году в качестве учителя пришла в уже ставшую родной школу № 2. 
   - В чем, на ваш взгляд, заключается призвание учителя?
   - Каждый педагог ставит перед собой вопрос: «Как не дать взгляду детей угаснуть, как заработать доверие к себе и уважение к профессии?». Во-первых, как бы образцово ни был подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать личностные качества, создавая свой собственный стиль жизни. Во-вторых, необходимо наличие творческих способностей, так как только творчески работающий учитель может развить гармоничную, имеющую полет фантазии натуру ребенка. В-третьих, задача учителя состоит не только в том, чтобы дать человеку образование, но и воспитать его. Для этого необходимо сохранить в детях наиболее важное – человечность. Хороший педагог старается воспитать детей мыслящими, самостоятельными, духовно богатыми. Хотя и это, наверное, не главное, главное – стать для ребенка настоящим другом, тем, кому верят. 
   - Так в чем же секрет вашего профессионального успеха? 
   - Каждый день не может быть удачным: ступенька вверх, ступенька вниз. Стать успешным на этом поприще – мечта любого педагога. Главное – всегда стремиться вверх самой и вести за собой учеников. Я уверена, что составляющими успеха должны быть доброта, справедливость, профессионализм, настойчивость и любовь к детям. Очень надеюсь, что приобретённые знания помогут всем моим ученикам найти место в жизни, а человеческие качества сделают их интересными людьми, способными выстоять и победить в череде жизненных неурядиц.  
   - Валентина Вячеславовна, за период работы у вас было несколько выпусков, сейчас вчерашние детсадовцы только начинают под вашим руководством привыкать к школе. Чем это поколение школьников отлично от предыдущего? 
   - Современные дети любознательны, открыты, общительны, эрудированны. Любопытство и любознательность – отличительные черты ребенка, только перешагнувшего порог школы. Первоклассник исследует мир посредством практической деятельности. Восприятие предмета – это возможность поработать с ним, рассмотреть, потрогать, разобрать, сравнить. Наверное, каждый педагог начальных классов, уважающий детскую непосредственность, использует в работе игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход. «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться!» – слова педагога-новатора В. Волиной взяты мной ещё в студенческом возрасте за основу преподавания. 
   - Образовательные программы претерпели изменения, как проходит обучение по нынешним стандартам? 
   - Сейчас мы учим детей по программе «Школа России». С введением Федеральных образовательных стандартов нового поколения появилось современное оборудование, электронные ресурсы, применяются актуальные технологии. Чтобы процесс усвоения материала был увлекательным, мы проводим виртуальные опыты, создаем творческие проекты. На уроках я использую групповую и коллективную формы работы, это даёт возможность раскрыться каждому, обеспечивает тесное общение детей между собой, учит договариваться и уважать мнение одноклассников. 
   - Войти в колею после летних каникул любому ребенку непросто, а новоиспеченным школьникам - во много раз сложнее. Какие особенности развития психики первоклассника следует учесть? 
   - Поступление в школу – важный период в жизни ребёнка. На смену беспечности и беззаботности приходит жизнь, полная ограничений и новых требований. Кто-то с радостью встречает все новое и быстро включается в необходимый ритм, многим ученикам нужна помощь взрослых, а некоторые наотрез отвергают новый статус первоклассника. Важно помочь ребёнку справиться с превратностями школьной жизни, научить выполнять новые обязанности, постараться найти в его душе такие струнки, которые красиво зазвучат, если рука учителя умелая. У младшеклассников слабое произвольное внимание, они могут заставить себя сосредоточенно работать менее получаса, затем необходима смена видов деятельности. Более развита наглядно-образная память, поэтому ребенка привлекает все новое, яркое.
   Новоиспечённый школьник импульсивен, непоседлив, склонен действовать под влиянием непосредственных побуждений. Любая ошибка может закончиться переживанием, а иногда и слезами. Важно помочь детям избегать эмоциональной перегрузки, научить радоваться малейшим успехам, пробудить любопытство к тому, что мы изучаем. Как сказал французский писатель Анатоль Франс, «искусство преподавания не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его, а любопытство живет лишь в счастливых». 
   В начальной школе чаще всего проявляются творческие способности и таланты детей, поэтому нужно постараться помочь их раскрыть. 
   Такого подхода В.В. Борисова придерживается и в воспитании своих дочек. С раннего детства они стали заниматься в ДДТ, прошли школу «Малышок», были участниками объединения «Орхидея» под руководством И.Г. Ярцевой, которая научила их создавать удивительные поделки из бисера, шерсти, ткани, ниток. Лучшие работы девочек, выполненные под её руководством, многократно занимали достойные места не только в области, но и на федеральном уровне. Сейчас девочки продолжают обучение в изостудии «Акварелька» у педагога Н.Н. Ильиной, несмотря на то, что уже получили дипломы об окончании художественной школы. Старшая дочь Виктория ведёт деятельный образ жизни: является членом Молодёжного совета при администрации Сухиничского района, активисткой волонтёрского отряда «Созвездие добра», состоит в Российском союзе молодежи. Младшая дочь Екатерина учится в музыкальной школе по классу фортепиано. 
   Для девочек стала примером активная жизненная позиция их мамы, которая имеет богатый опыт участия в профессиональных конкурсах. В этом году на праздновании Дня города ей как победителю в номинации «Сердце отдаю детям» была вручена статуэтка «Ника». В районном конкурсе «Учитель года» в 2011 году Валентина Вячеславовна заняла I место, во всероссийской заочной учительской олимпиаде стала четвертой, ее труд отмечен грамотой министерства образования и науки Калужской области. Часто В.В. Борисову приглашают в состав жюри творческих мероприятий. Но главными, по словам педагога, являются награды её подопечных – участников и победителей множества конкурсов, проводимых как на школьном, так и на муниципальном уровне. Большое счастье – видеть радость и восторг на лицах своих учеников. 
   В.В. Борисова ведет кружки «Эрудиты», «Бумажная пластика», вовлекая детей в искусство модульного оригами, квиллинга и развивая интеллектуальные способности каждого ребенка. В областном конкурсе «Зеленая планета» в 2017 году поделка ее ученицы, Ксении Сокольской, признана достойной первого места и отмечена грамотой на федеральном уровне. В 2018 г. Ксения заняла I место в олимпиаде по математике. 
   Валентина Вячеславовна тепло вспоминает не только своих воспитанников, но их семьи. 
   - У моих учеников невероятно заботливые, отзывчивые родители, стремящиеся и обеспечить учебный труд, и разнообразить досуг детей: вместе мы совершаем поездки, экскурсии в парк птиц «Воробьи», Музей истории космонавтики, цирк, проводим совместные мероприятия, организуем встречи и утренники. Еще болит душа за уже пятиклассников, тяжело было расставаться, очень по ребятам скучаю… 
   - Почему вы выбрали именно эту профессию? 
   - Мои родители работали электромеханниками связи, но по их стопам я не пошла, так как с детства определилась с профессией, играя в школу и желая быть похожей на свою первую учительницу Наталью Геннадьевну Борисенко. Я всегда восторгалась тем, как красиво, ухоженно она выглядит, как держит себя, уроки были очень захватывающими благодаря ее широкому кругозору. Обучаясь в школе, я тяготела к разным дисциплинам, но выбрать приоритетную не смогла, поэтому оптимальным вариантом оказался факультет начальных классов. Мне всегда нравилось общаться с детьми раннего школьного возраста, к тому же в обучающих программах для младших школьников гармонично сочетаются все интересующие меня науки. Мой любимый предмет – окружающий мир, в нем соединены история, природоведение, география, астрономия, основы безопасности и жизнедеятельности. Мои ученики тоже любят этот урок и нередко приходят с готовыми заданиями по новой теме. 
   - Какие сложности есть в вашей профессии? 
   - Рабочий день учителя не заканчивается последним проведённым уроком. Далее следует проверка тетрадей, подготовка к следующему учебному дню, много бумажной работы. Часто приходится жертвовать интересами своей семьи. Чувствую вину за то, что не подарила своим детям достаточно материнской заботы в тот период, когда они в ней нуждались, но дочки с пониманием к этому относятся. Профессия предполагает непрерывное саморазвитие. Сейчас, благодаря Интернету, можно участвовать в вебинарах, онлайн-обучении, проходить тестирования и дистанционные курсы.
   - Какие новшества применяются в школе, помимо введения ФГОСов? 
   - Сегодня много возможностей для обучения на интернет-платформах. Мои ученики – постоянные участники интерактивных олимпиад. Используем различные электронные информационные ресурсы: на каждую парту выделен нетбук, в кабинете установлена интерактивная доска, документ-камера. 
   - Что бы вы хотели изменить в системе образования? 
   - Я бы несколько упростила программу для учащихся начальной школы, изменила бы форму проведения Всероссийских проверочных работ в 4 классе. Полагаю, что ребёнку по окончании начальной школы достаточно пройти тестирование по одному предмету, на свой выбор. Нужно помнить о том, что на учащихся высокий уровень ответственности, а детская психика ещё недостаточно устойчивая, не стоит лишний раз её травмировать. Школьникам попросту не хватает времени на игры и отдых. Мне тоже нелегко найти свободную минутку для своих увлечений. Люблю выращивать цветы, читать, вязать, но позволяю это себе только будучи в отпуске или в выходные дни. 
   Но я нисколько не жалею, что стала учителем, ведь ощущаю поддержку от своего окружения. Хочу выразить признательность всем, кто помог мне найти место в профессии – моим коллегам, руководителям, родителям учащихся, своей семье. Отдельная благодарность - маме, она для меня как маяк, указывающий путь. Самые тёплые слова ученикам – озорным и послушным, приветливым и ворчливым, общительным и замкнутым, всем, кто оставил в моём сердце частичку души. Я желаю, чтобы жизненный путь моих выпускников складывался легко и интересно, может быть, кто-то из них свяжет жизнь со школой и подарит своё сердце детям.
   Учитель… Талант его заключается в умении передать знания и сделать трудное легким. Кто, как не он, поможет проложить тропинку во взрослую жизнь, привьет уважение, любовь к ближнему, вложит нравственные понятия в души наших детей? У Валентины Вячеславовны Борисовой есть чему поучиться. 
   Анна ГУСЬКОВА Фото из личного архива В. БОРИСОВОЙ
Просмотров: 1049

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Образование

    ЕГЭ – непростая история

    Так ли страшна процедура проведения единого государственного экзамена, как о ней говорят? На этот вопрос нашли ответ тринадцать мам и один папа сухиничских школьников.

    Комментарии: 0

  • Образование

    Два серебра и бронза

    Утренняя линейка по понедельникам в Колледже транспорта и сервиса всегда особенная, но на этой неделе она была особенной втройне: на общей линейке торжественно чествовали призёров регионального чемпионата профессионального мастерства. Студенты колледжа трижды всходили на пьедестал и привезли в Сухиничи два серебра и бронзу.

    Комментарии: 0

  • Образование

    Открытый урок физики с использованием оборудования лаборатории «Точка роста»

    Сегодня необычный день, один из тех, о которых можно только мечтать! Мы возвращаемся в детство, в тот период жизни, когда мы смотрели на мир широко распахнутыми глазами, впитывая информацию как губка. Мы снова сядем на школьную скамью, почувствуем себя учениками одиннадцатого класса, отправившись на урок физики в Шлипповскую среднюю школу.

    Комментарии: 0

  • Образование

    У электриков подрастает смена

    Ноль, фаза, земля! Колледж транспорта и сервиса, группа № 24, второй курс, профессия – электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Двенадцать ребят, которых с нетерпением ждут предприятия и организации района

    Комментарии: 0

  • Образование

    Экскурсия в мир лёгкого мазка

    Как работают изостудия «Акварелька» и её руководитель Наталья Ильина

    Комментарии: 0

  • Образование

    Приёмная комиссия прошла успешно

    Приближается начало учебного года, скоро за парты сядут не только ученики школ, но и студенты Колледжа транспорта и сервиса. Как прошла приёмная кампания, какие изменения ждут нынешних студентов и абитуриентов будущего, рассказывает директор Колледжа транспорта и сервиса Светлана Ильичёва.

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос