Транзит через Сухиничи

Главная / Новости / Машина времени / Транзит через Сухиничи
09.12.2022
Транзит через Сухиничи
   Орловско-Гжатский тракт и его влияние на развитие города и его окрестностей
   Дорога! Есть ли в нашей жизни ещё что-либо более интересное и увлекательное? Вся наша жизнь связана с дорогами: мы куда-то идем, едем на машине или поезде. Дорога имеет первостепенное значение в экономическом развитии местности. Дороги справедливо можно назвать кровеносными сосудами края. Гужевым, а позже автомобильным транспортом перемещалась и перемещается сегодня значительная доля товаров. Во многих городах и сёлах, расположенных вдоль дорог, шумели многочисленные ярмарки. Можно сказать, дорога давала жизнь сёлам и городам. Умирали дороги, умирали и города на ней. 
   Сухиничи – небольшой городок Козельского уезда Калужской губернии, образованный в 1840 году (ныне Сухиничский район). Город был экономически развит, как мы знаем, доходы в городе превышали доходы центрального уездного города – Козельска. Почему так? Ответ прост. Через Сухиничи проходило несколько дорог. Одна из них – Козельск – Сухиничи, вторая – знаменитый Орловско-Гжатский тракт. 
   Почтовая дорога Козельск – Сухиничи. Вот как описывается она в «Военно-статистическом обозрении Российской империи» за 1849 год: 
   «Пролегает через открытую волнистую местность, пересекаемою небольшими оврагами, через с. Михеево и Татаринцы […] От г. Козельска до г. Сухиничи 30 верст (1 верста – 1,07 км – Прим. ред.); в Сухиничах учреждена почтовая станция, на которой полагается 4 лошади. 
   Дорога большими реками не пересекается; в с. Меховом через р. Жерновку мост до 10 саж. длиною (1 сажень – 2,13 м – Прим. ред.); через другие же ручьи и промоины устроены небольшие мосты. 
   […] На 11 вер. от г. Козельска, дорога пересекается большим оврагом, внизу которого устроен деревянный мост до 9 саж. длиною; весной в этом овраге бывает глубокая вода, и дня три нет проезда по почтовой дороге и объезжают влево на Красненские дворы». 
   Описание этой дороги подходит к дороге, что соединяет сейчас Сухиничи с Козельском. На пути встречаются те же населённые пункты, что упоминаются в источнике. Но эта дорога была важна только для почтового сообщения и для местного соединения двух городов. Впрочем, она и сейчас соединяет два района. 
   Большое влияние на развитие города Сухиничи оказал Орловско-Гжатский тракт, который был проложен Петром I в XVIII веке. В ноябре 1719 года Петр I издал Указ о строительстве на берегу небольшой речки Гжать пристани, необходимой для переправки товаров из южных и центральных губерний водным путем в Санкт-Петербург. Впоследствии река дала название и городу, и торговому пути к нему. Через леса от Юхнова к Гжатску тянулись длинные караваны подвод, везущих пеньку и пряжу, медь и воск, меха и парусину, табак и муку. В Гжатске тюки перегружались на барки и отправлялись в столицу. Иногда отсюда в месяц уходило до 800 судов. 

 Тракт (нем. Trakt «большая дорога» от лат. Tractus «волочение» от traho – «тащу») – устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большой наезженной дороги (большака), соединяющей важные населённые пункты. 

   По трактам шли регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты. Элементами инфраструктуры тракта помимо почтовых станций были постоялые дворы (трактиры, корчмы и шинки) – придорожные гостиницы с харчевнями. Интенсивное движение способствовало тому, что вдоль тракта появлялись жилища и населённые пункты, развивались города. 

   Орловско-Гжатский тракт – это одна из древнейших российских дорог. Тракт соединял город Орёл через Юхнов в Калужской губернии с Гжатском (ныне Гагарин) в Смоленской губернии. Своё развитие и торговое значение тракт приобрёл в XVIII–XIX веках, как часть пути, связывающего центральные и южные губернии России с новой столицей – городом Санкт- Петербургом. По количеству проходивших торговых обозов тракт занимал первое место среди основных дорог России в то время. 

   Нас особенно интересует участок дороги, проходивший через современный Сухиничский район. Согласно архивным документам и картам, сохранившимся в Музее Гжатского тракта (Юхновский район), своё начало дорога в нашем районе берёт от села Богдановы Колодези, далее идёт на Фролово-Горетово, Сухиничи, затем в Алнеры, Уколово, Фролово и на Мещовск. Можно сказать, что современная дорога из Богдановых Колодезей на Сухиничи как раз и проложена по Гжатскому тракту, а через город она проходила по современной улице Ленина. 
   Сухиничи играли большое значение на пути этого тракта. Здесь находился склад товаров: разного рода хлебов, сала, пеньки, конопляного масла. Эти товары доставлялись из Одоева, Болхова, Орла, Севска, Брянска, Ельца и других городов. А затем товар по перевалке отправлялся зимнем путём к Гжатской и Зубцовской пристаням, оттуда же летом «нагрузясь на бараки, отправляются в С. Петербург». По некоторым данным, известно, что из Сухиничей зимой отправлялось более 200 тысяч подвод, обозы по этой дороге шли зимой почти беспрерывно, иногда в два ряда. 
   В своей книге «Сухиничи» А. А. Каплин пишет: «[…] в селе Сухиничи закуплено конопляного масла до 15000 бочек на три миллиона рублей, сала до 1000 бочек на 300000 рублей, пеньки на 40000 рублей, рогож на 50000 рублей, ржи до 50000 четвертей…» 
   Товары из города Сухиничи в Гжатск перевозили крестьяне близлежащих селений. Средняя плата за провоз из Сухиничей в Гжатск зимою – от 30 до 40 копеек с пуда, а в Зубцово – от 40 до 50 копеек с пуда. Эта цена зависела от цены кормов. Перевозили-то на лошадях! А путь от Сухиничей до Зубцова занимал в среднем 10 дней. 
   Город Сухиничи по важности транзитной торговли в 1849 году занимал второе место после губернского города. А благодаря тому, что здесь располагался перевалочный пункт, в городе проживало большое количество купцов, проводились крупные ярмарки. 
   Есть ещё один интересный факт: деревни, которые были расположены близ города, уделяли большое значение выращиванию льна и конопли. Жители для того, чтобы заработать, сеяли семена растений немного больше нужного для домашнего обихода. Пеньку, полученную из конопли, они обделывали большей частью на местах и сбывали разъезжающим по деревням прасолам. Семя продавали в сыром виде или из него делали конопляное масло. Цены на лён доходили до «1 руб. 15 коп. серебром за пуд (1 пуд – 16,38 кг – Прим. ред.), с поставкой: лен – 1 руб. 70 коп, а пенька – 1 руб. 35 коп. серебром за пуд, провоз с пуда – до 20 коп. серебром». 
   С появлением железной дороги Орловско-Гжатский тракт потерял своё значение. Со временем уменьшилось количество перевозок по нему. Во время Великой Отечественной войны на дороге и её окрестностях велись активные боевые действия. Сейчас бывший тракт соединяет местные населённые пункты. Но в XVIII–XIX веках именно он сыграл большую роль в становлении и развитии Сухиничей. 
   Мария ИЛЮШИНА, руководитель Музея боевой и трудовой славы
Просмотров: 633

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Вехи на жизненном пути Сухиничского района

    Несмотря на то, что Сухиничский район становится старше, он продолжает качественно улучшаться.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Откуда есть пошла земля сухиничская?

    Сухиничи – один из немногих старинных русских городов, сумевший сохранить очарование прошлых веков: тихие живописные улочки, утопающие в зелени, невысокая этажность застройки, архитектура царских времен, дома с затейливыми узорами и лепниной, сложенные из красного кирпича…

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    И товар взвесим, и врагу отвесим

    Что собой представляет безмен, в какой области его применяли и для чего он нужен?

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Есть память, которой не будет забвенья…

    Мы – дети, рождённые в новую эпоху, «не обожжённые сороковыми, с сердцами, вросшими в тишину», конечно, должны знать о Великой Отечественной войне как можно больше. И это не праздное любопытство – это наш священный гражданский долг перед теми, кому мы обязаны мирным небом над головой, предрассветной тишиной, сбывающимися мечтами…

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Капитан Николаев Чтобы помнили, чтобы гордились…

    Годы Великой Отечественной войны всё дальше уходят в историю. Уходят и те, кто мог бы поделиться воспоминаниями о ней. Чтобы знали, чтобы помнили и гордились своими предками мои дети, я расскажу им эту историю.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Только героизм позволил выстоять

    Новые факты о боях, случившихся в июле–сентябре 1942 года близ села Богдановы Колодези, деревень Алешинка и Гретня, обнародовали местные краеведы

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос