55 лет, как народный!

Главная / Новости / Машина времени / 55 лет, как народный!
02.04.2022
55 лет, как народный!
   А зародился первый любительский театр в Сухиничах 123 года назад 
   Народных театров в Калужской области, которые могут похвастать своей полувековой историей, – по пальцам пересчитать. Сухиничский – один из них. Спектакли на самодеятельной сцене здесь ставили ещё до революции. Об истории театра, о любимых ролях, о руководителях народного искусства рассказывают сухиничские актёры разных поколений. 

   Откуда есть пошёл сухиничский театр 
   Всё началось в 1899 году, когда при Вольном пожарном обществе в Сухиничах образовался театральный кружок, который просуществовал вплоть до революции 1917 года. После долгого перерыва в деятельности театра, вызванного трудными годами становления нового государства, лишениями Великой Отечественной войны, начался новый виток его существования. В 1947 году, когда ещё повсюду был голод и разруха, энтузиаст театрального искусства Надежда Францевна Чекмарёва (её пригласила из Думиничей в наш районный Дом культуры Эра Сергеевна Дрожжина), организовала драматический кружок. 
   Сухиничский театр неразрывно связан с именем неординарного человека, заслуженного работника культуры РСФСР, Почётного гражданина Сухиничского района, режиссера Эры Сергеевны Милицкой (Дрожжиной), чьи творческие идеи были воплощены в замечательные постановки, которые шли с аншлагом не только в районе, но и в области, в Москве, Брянске и других городах страны. Это при ней с 1967 года любительский театр стал носить звание народного. 
   С 1961 по 1987 годы Милицкая поставила более 30 спектаклей. Репертуар театра отличался разнообразием. Здесь и произведения классиков, и военно-патриотическая тематика, и бытовые, и жанровые сцены. 
   Практически в каждом спектакле режиссёр играла сама и её игра была настолько правдивой, что зритель аплодировал каждому её монологу. 
   В историю театра вошли такие спектакли, поставленные Эрой Сергеевной по произведениям русских классиков, как «Медведь» и «Предложение» по А.П. Чехову, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского, «Цыганы» А.С. Пушкина, «Женитьба» Н.В. Гоголя, а также большое количество пьес современных авторов, писавших на злобу дня.
   Состав актёров того времени в большинстве своём был мужской: Николай Евтухов, Алексей Прохорцев, Константин Петров, Геннадий Смотрелкин, Герман Милицкий, Александр Оконишников, Евгений Бабак, Сергей Мотков, Вячеслав и Валерий Грачёвы, Виктор Жильцов, Владимир Юрьев и многие другие. Труппу дополняли женские образы – Валентина Вишневская, Тамара Сафронова, Ольга Рудакова, Нина Крысаева, Галина Бадина, Любовь Артамошкина, Надежда Оконишникова, Валентина Бабак, Нина Юрьева…. 

   Слово о режиссёре 
   Тамара ВДОВЕНКО, в народном театре играла в 80-е годы: – Эра Сергеевна на протяжении всей своей жизни была другом редакции, а для меня ещё и учителем – режиссёром. Познакомились мы с ней в районной библиотеке в 1979 году, и она мне сходу предложила роль Тани в лирической комедии «Сады цветут». Помню, Сергей Мотков играл моего дедушку, к которому я приехала и при встрече так кинулась его обнимать, что чуть усы ему не отклеила. Потом были разные роли в пьесах «Свадебный подарок», «Смешной день», «Порог», но больше всего запомнились работы в двух спектаклях – «Отказной ребёнок» по пьесе З. Чернышовой и драма «Сычиха» Натальи Глазовой. 

   «Сычиха» – одна из трагических страниц в Великой Отечественной войне. Самая трудная роль стояла перед Эрой Сергеевной (Сычиха), но для такого талантливого человека, каким была наш режиссёр, всё было по плечу. Самое интересное, она никогда не играла на репетициях в полсилы, и каждый раз плакала по- настоящему, переживая судьбу своей героини. С ней было легче играть всем остальным актёрам. Мне довелось играть Полину, командира партизанского отряда, она же невестка Сычихи. Трагедия пьесы в том, что сын главной героини окажется дезертиром и придёт прятаться в родной дом. Суровая Сычиха, передавая хлеб партизанам, просит встречи с Полиной и сдаёт сына военному трибуналу. 
   Спектакль прошёл с большим успехом накануне великого праздника – 40-летия Дня Победы. В тот год в район приехало много ветеранов Великой Отечественной войны, воевавших за Сухиничи, и все они были на спектакле. 
   На следующий день ранним утром я спешила на дежурство в райком партии, и как же было приятно, когда убелённые сединой ветераны, здороваясь, отдавали мне честь, как командиру партизанского отряда. Такое не забывается, а заслуга тому, что я правдиво сыграла эту роль, была режиссёра Эры Сергеевны Милицкой. 
   Её ценные уроки театрального искусства до сих пор живут во мне. Например, она могла резко на репетиции сказать: «Что расселась, как корова? Актриса должна сидеть только на половине стула и всегда держать спину прямо». 
   Милицкая была инициатором создания при районном Доме культуры и детской студии народного театра. Студия успела крепко стать на ноги и решительно заявить о себе удачными премьерами. Многие юные артисты стали актёрами народного театра, а Леночка Мосина продолжила учёбу в театральном институте. 
   Эра Сергеевна в 1988 году передала эстафету не менее талантливому режиссёру Виктору Бутневу. 

   Новое веяние 
   В 90-х в жизнь народного театра врываются новые веяния времени. Виктор Бутнев, заслуженный работник культуры России, поставил более 40 спектаклей, которые шли не только на сухиничской, но и на главной сцене региона, во многих районах области. Награды, множество дипломов получено из рук руководства района и области. Народный театр стал тропинкой в «объятия Мельпомены» более чем для 200 актеров, сыгравших на подмостках его сцен. В театр охотно шли играть работники администрации района, учителя, врачи, железнодорожники, предприниматели, пенсионеры. Вместе с классикой режиссёр смело берётся за водевили, ставит пьесы по известным фильмам «Любовь и голуби», «Стряпуха», незабываемый спектакль «Не может быть» по рассказам Михаила Зощенко. Вокальные и музыкальные номера органично вписывались в каждый спектакль.
   Самый большой послужной список того времени у актрисы Светланы Бутневой. С 1989 года ни один спектакль не обходится без её участия. Перечислять все сыгранные ею роли – не хватит места, отметим только, что и сегодня Светлана Ивановна продолжает жить жизнью театра, участвует в массовых, небольших ролях, и все они отмечены зрителями, подтверждающих её талант. 
   Десятки незабываемых, драматичных и комических образов создали вместе со Светланой Бутневой и другие артисты: Валентина Великсарова, Мария Ситина, Ольга Зубакина, Александр Бартеньев, Евгений Прилепский, Алексей Быков, Павел и Надежда Володько, Олег Жорняк, Юрий Желнов, Геннадий Кисличенко, Инна Бочкова, Инна Жигарева, Дмитрий Романов, Светлана Лошакова, Александр и Ольга Гурины, Ирина Лабуз, Роман Лелюк, Александр Рекунов, Алексей Конкин, Ольга и Игорь Полковниковы, Елена Сомина, Ольга Шаркова, Илья Костров, Людмила Иванова, Анна Пеняева, Александр Аноприков, Виктория Чечёткина, Анна Зубихина, Людмила Савина. Сплотить труппу – это очень большая и ответственная работа. Ведь самодеятельный театр – это разные люди со своими привычками, распорядком дня, обременённые семьями и заботами. Виктору Бутневу это удавалось, каждый год в театр приходили новые актёры. 
   Ольга ЗУБАКИНА, играла в театре в 90-е годы: – Сердечно поздравляю коллектив народного театра с отличным юбилеем, с 55-летием звания «Народный». Уверена, что Сухиничский театр будет жить вечно. Желаю новых творческих успехов и побед. 
   Счастлива, что играла на подмостках этого театра с замечательными режиссёрами Эрой Сергеевной Милицкой и Виктором Антоновичем Бутневым. 
   Работа этих двух маститых мэтров – яркий пример преданности своей профессии и отечественной культуре. Я низко склоняю голову перед ними и благодарю судьбу, что в моей жизни были эти люди. Народный театр оставил во мне глубокий след, это, пожалуй, самые яркие воспоминания, связывающие меня с Сухиничами. 

   Ценно и то, что культуре района, народному театру уделяет большое внимание руководство района. Никогда не забуду, когда на областной сцене ставили «Любовь и голуби», я там играла Людмилу, и перед самым началом за кулисы вошёл Анатолий Дмитриевич Ковалёв. Сколько же было эмоций! Мы к нему кинулись, как к отцу родному, он каждому уделил внимание, поддержал, можно сказать, благословил. И спектакль прошёл под шквал аплодисментов. Высоко оценил наше мастерство и главный режиссёр областного театра Александр Плетнёв. 
   Другом театра мы считали тогдашнего министра культуры региона Александра Типакова. Он писал для наших спектаклей музыку. Хорошо помню его слова, что театр не подчиняется прямолинейным законам конструирования, он всегда нов и непредсказуем. Именно непредсказуем! 
   Мне запомнился спектакль «Бабий бунт», с ним мы объехали весь район, ставили его и за пределами района. В том спектакле много было элементов импровизации, которые потом мы обсуждали с Виктором Антоновичем и даже вводили, как новые, в другие постановки. 

   До сих пор помню тяжёлый спектакль по Алексею Дудареву «Рядовые». Но как его восприняли сухиничане! А мы, актёры, и сами за кулисами до дрожи, до слёз следили за игрой актёров на сцене. Режиссёр сумел создать ту напряжённую военную атмосферу, в которую зритель поверил. А артисты глубоко вжились в образы. Замечательно играли Сергей Барановский, Женя Бабак, Александр Оконишников. А какая массовка: освобождённые пленные из концлагеря… Такие спектакли помогают не забывать о том, какой ценой досталась нашим прабабушкам и прадедушкам та злосчастная и проклятая война. 

   Театр продолжает жить 
   К сожалению, люди не вечны, и театральные режиссёры тоже. В 2014 году буквально на подмостках театра ушёл из жизни Виктор Бутнев, в дань его памяти самодеятельные артисты во главе с Ириной Горловой решили довести начатое режиссёром дело до конца. Они самостоятельно репетировали комедию «В день свадьбы», консультируясь с артистами областного театра, никто не отказал им в помощи, и премьера с аншлагом прошла на «Ура!» 
   Актёр и режиссёр Калужского областного драматического театра Константин Солдатов после знакомства с труппой с удовольствием взялся за постановку спектакля «Добрые соседи» по мотивам пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца». Спектакль принял участие в областном фестивале-конкурсе любительских театров «Приокские сюжеты–2015» и стал лауреатом. 
   Ирина ГОРЛОВА, заместитель заведующего отделом культуры, актриса народного театра с 1989 года: – Неожиданный уход из жизни Виктора Антоновича Бутнева сплотил наш коллектив ещё больше. Все мы тяжело перенесли эту утрату. Мне, как актрисе и как заместителю руководителя отдела культуры, не хотелось, чтобы наша команда распалась. Когда к нам пришёл Константин Солдатов я больше занималась организационными вопросами, старалась, чтобы никто из актёров не ушёл. Метод нового режиссёра немного удивлял: голый стол, на нём стул, серые мрачные стены…. Мы не привыкли к таким декорациям, но в результате получился прекрасный спектакль и мы познали новую школу Солдатова. 
   В 2016 году на должность руководителя народного театра был приглашён Сергей Нилов. Выпускник Ярославского театрального училища, он играл в театре, в кино и на телевидении. В Сухиничах его первой постановкой стала известная всем «Дуэнья» Ричарда Шеридана. Конечно, тягаться самодеятельным актёрам с профессионалами и известными артистами Татьяной Васильевой, Ириной Муравьёвой сложно, но наша «Дуэнья» получилась по-настоящему театральной и запоминающей. 
   Последние годы с нами работал Виктор Деринов. Новое прочтение пьесы «Ревизор» по мотивам произведения Николая Васильевича Гоголя было тепло встречено нашим взыскательным сухиничским зрителем. С «Ревизором» мы выступали и в области. 
   В моей жизни театр сыграл основную роль, помог обрести себя в ином качестве. И как бывает в жизни, человеку всегда мало, чего-то не хватает. Я не могу сказать, что вот эту роль я люблю больше, а эту меньше. С каждым спектаклем я расту, и это, на мой взгляд, главное. В моём репертуаре и классика, и пьесы современников. Помню пьесы «Беда от нежного сердца» Соллогуба, «Рядовые» Дударева, «Барабанщица» Салынского, «За двумя зайцами» Старицкого, «Стряпуха» Сафронова, «Ревизор» Гоголя, одним словом, десятки ролей и главных, и эпизодических, и каждая роль любимая. Мечтаю, чтобы в жизни скорее наступили перемены, когда мы снова сможем играть, творить, удивлять и радовать наших зрителей. С юбилеем, наш театр! 
   Ольга ЗОЛОТОВА, заведующая отделом культуры: – Нашему народному театру исполнилось 55 лет! Жаль, что такой большой праздник у нас не отмечен премьерой, так как нет режиссёра. Но мы не унываем, находимся в поиске, сейчас есть уже кандидатуры, так что театр наш жив и будет жить. 
   Хочу поблагодарить и поздравить энтузиастов театрального искусства. Кто-то сыграл в одном спектакле и больше на сцену не возвращался, кто-то посвятил народному театру несколько лет, а кто-то – всю жизнь. Мы каждым самодеятельным артистом дорожим и гордимся. Театр всегда был визитной карточкой города Сухиничи, надеюсь, и останется ею. Каждый актёр в нашем театре важен. В нём нет второстепенных ролей. Даже самая маленькая вложенная частица души играет свою, немаловажную роль. Но не только актёры делают спектакль. Декорации и звук, освещение и костюмы – всё это должно сочетаться и соответствовать замыслу режиссёра. Звукорежиссёр, костюмер, стилист, осветитель, работник сцены – далеко не полный перечень лиц, остающихся за кулисами. Сегодня от всего сердца хочу сказать всем спасибо за верность театру, за служение театральному искусству. С юбилеем! Пусть ваши сердца будут открыты любви, признанию и аплодисментам. Фото из архива отдела культуры
Просмотров: 1420

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос