Театр Виктора Бутнева

Главная / Новости / Машина времени / Театр Виктора Бутнева
08.04.2017
Театр Виктора Бутнева
   Остался в памяти театр Эры Сергеевны Милицкой. Начался театр Виктора Антоновича Бутнева. Но всякое начало рождается не на пустом месте, а на подготовленной почве. Театр Виктора Антоновича и его единомышленников - это особый стиль бытового традиционного театра, близкого и понятного. 
   «Принять театр после обаятельной, талантливой Эры Сергеевны Милицкой, отдавшей 30 лет творческой работе, было непросто» (газета «Организатор», 09.07.1998 г.). Поэтому так важно было не ударить лицом в грязь, поставить спектакль на уровне, чтобы запомнился, чтобы приняли нового режиссера. Виктор Антонович выбирает классику - «На всякого мудреца найдется простоты» Н. Островского. Богатый подтекст пьесы оказался очень интересным, дающим простор для размышления и воображения. 
   «Сижу в темном, пустом зале Дома культуры и смотрю репетицию кусочка из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Репетиция индивидуальная. Виктор Антонович приглашает тех, кто не занят на работе, поработать над ролью днем… А на сцене нечто, напоминающее уютную домашнюю обстановку. Что-то вроде диванчика, стол, стулья… Вот к этому «мебельному гарнитуру» медленно из-за кулисы идет женщина, нараспев произнося «Отче наш». Слова молитвы путает… 
   - Не надо понарошку. Надо по правде. Вы должны верить тому, что делаете, и тогда вам поверит зритель. Давайте, Нина Сергеевна, еще разочек. Итак, вы входите… 
   Получится - не получится? Сколько душевных сил забирают эти сомнения! Лучше подольше поработать, считает режиссер, но сделать спектакль не однодневку, а положить им начало накоплению репертуара» - так отзывается о первых репетициях Р. Смирнова, корреспондент газеты «Знамя» (№ 152 от 02.07.1989 г.). 
   Премьера первого спектакля прошла на ноябрьские праздники 1989 года с оглушительным успехом. И зритель понял: театру Виктора Антоновича Бутнева быть. И закрутился водоворот репетиций, премьер, спектаклей. 
   В начале 90-х годов на сухиничской сцене был поставлен новый спектакль «Любовь и голуби», музыку к которому написал заслуженный работник культуры РФ Александр Иванович Типаков (в настоящее время - министр культуры Калужской области. Александр Иванович много лет сотрудничал с Сухиничским народным театром, музыкально оформляя спектакли). В спектакле были задействованы настоящие профессионалы своего дела: А.С. Оконишников (Василий), Н.М. Оконишникова (Раиса Захаровна), О. Зубакина, В. Кулаченков, С. Фролкова (Бутнева), Марина Фролкова, сыгравшая роль маленькой Ольги, и другие. В спектакле звучало много музыки, играл духовой оркестр. Зрители, как завороженные, сидели в зале, сопереживали любимым героям, вместе с ними радовались и плакали. Спектакль имел колоссальный успех. 
   Труппу народного театра со спектаклем «Любовь и голуби» пригласили для участия в отборочном туре конкурса среди театральных коллективов Калужской области. Артисты прошли успешно это испытание, и спектакль предстояло представить на суд калужского зрителя. Волновались все, начиная с маленькой Маринки и кончая режиссером. Как примет их калужский зритель? Все ли пройдет успешно? И вот вечер премьеры на калужской сцене. В зале присутствует В.В. Сударенков, председатель областного Совета народных депутатов, с семьей, Г.И. Шахова, заместитель начальника управления культуры, А.Д. Ковалев, глава администрации района. 
   «Настороженно встретили калужане артистов, почувствовали эту напряженность и актеры в первых картинах. К примеру, в той картине, где дед похоронил свою бабку, сухиничане смеялись до слез и от души хлопали Сергею Моткову, исполнявшему роль деда Мити. Калужане менее эмоциональны… Сердце калужан растопила юная дебютантка Марина Фролкова… Финал стал настоящим триумфом. По достоинству оценили труд сухиничских артистов калужане. Раздавались крики «браво!», «молодцы!». Целых 10 минут не смолкали аплодисменты. Спектакль «Любовь и голуби» ставился на калужской сцене профессиональными артистами драматического театра, но особого успеха не имел и скоро был снят. Сухиничский театр как бы дал ему вторую жизнь»1. 
   Уже в 1995 году на суд калужского зрителя был представлен еще один спектакль - «Рядовые», посвященный 50-летию Победы. Это спектакль о простых солдатах, которые смогли отстоять свою страну в нелегкую годину. На всех показах спектакля присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, которые в конце представления приветствовали артистов стоя. 
   Спектакль «Рядовые» стал лауреатом областного фестиваля-конкурса «Салют, Победа», посвященного 50-летию Победы, среди 11 творческих коллективов. Кроме этого, артистам Сергею Барановскому, сыгравшему роль Дугина, и Евгению Бабаку, исполнившему роль Бушнеца, вручены дипломы за лучшую мужскую роль, а дипломом за лучшую женскую роль была удостоена Светлана Фролкова, исполнившая роль военврача Веры. 
   Еще одним достижением Виктора Антоновича Бутнева можно считать детскую театральную студию при народном театре. Юными артистами были сыграны такие театральные постановки, как сказки «Аленький цветочек», «Бременские музыканты» и, конечно, незабываемая сказка «Снежная королева», премьера которой состоялась в рождественские праздники. 
   В постановке сказки приняли участие как детский коллектив театральной студии, так и взрослые артисты народного театра. Герду - одну из главных героинь сыграла юная Марина Лаврухина. Точь-в-точь Герда из андерсенской сказки. Кая сыграл Сережа Сеничев, злого советника - А. Оконишников, Снежную Королеву - Марина Фролкова, так полюбившаяся зрителям в роли Оли в спектакле «Любовь и голуби». В роли хитрого, лживого и коварного короля выступил С.К. Барановский. По зрительским аплодисментам можно сразу судить об игре дебютантов - учащихся средней школы № 2 Андрея Волобуева и Юлии Бывшевой, сыгравших прелестную пару - Ворона и Ворону.
   В спектакле также дебютировала танцевальная группа под руководством Марины Фролковой. Девочки открывали спектакль танцем снежинок. 
   Весь спектакль сопровождала музыка, световые эффекты, вызывающие бурные эмоции зрителей. Сказка, как и полагается, оканчивается хорошо. Добро побеждает зло. И милая Герда со своим названным братом Каем возвращается к бабушке. Но зрители не спешат уходить домой. В зале раздаются бурные аплодисменты, приглашающие на сцену режиссера театра В.А. Бутнева. Виктор Антонович счастлив, и не удивительно, ведь спектакль имел очередной успех. 
   Особенно за своих детей радуются родители. Чудесно, когда вся семья вместе, когда чувствуется поддержка родных и близких тебе людей, когда ощущаешь их любовь. А ведь это помогает преодолеть любые препятствия. 
   Последними режиссерскими работами Виктора Антоновича стали спектакли «Не может быть!» и «Стряпуха» Самобытные, как всегда, яркие и интересные. В спектакле «Стряпуха» главную роль сыграла дебютантка Надежда Володько. Вот как она вспоминает свою работу в спектакле и режиссера Виктора Антоновича: «О Викторе Антоновиче Бутневе у меня остались очень светлые воспоминания. Знакомы мы были давно, дружили семьями. Но я никогда не думала, что буду играть в народном театре под его руководством. Я не видела себя на сцене, а уж тем более в главной роли. Но по воле Виктора Антоновича это случилось. Для меня работа в театре - новый жизненный опыт. Я увидела Антоныча (так ласково его называла вся труппа) с другой стороны. Это был уже не просто собеседник и друг, он стал для меня наставником и учителем. С ним было необыкновенно интересно. Не могу сказать, что легко, он много требовал, но и многое давал. Он магнетически притягивал к себе людей. Виктор Антонович смог создать дружный, творческий, талантливый коллектив. Он заразил актеров энтузиазмом, своей любовью к театру. Актеры народного театра - люди разные и по возрасту, и по профессии. Работа народного театра начинается тогда, когда все люди уже после рабочего дня идут домой. А мы спешим к Антонычу, в его кабинет, на репетицию. Он всегда, прежде чем начать репетировать, интересовался у каждого, как прошел день, все ли в порядке. И если у кого-то что-то не ладилось, мог утешить, найти правильные слова, приободрить. 
   Виктор Антонович был не просто человек - это был талантище. Прочитав пьесу, он четко видел и понимал, как ее поставить, и как будут распределяться роли. Когда Бутнев предложил мне сыграть Стряпуху, я очень удивилась и сказала ему, что мне это не под силу, не справлюсь. На что он мне ответил: «А я тебя в этой роли вижу. Давай работать!» Работали мы с ним долго и трудно. Он очень много сил и времени потратил на меня. Он помог мне влиться в уже сложившийся коллектив, подбадривал, поддерживал, говорил, что все получится. Он помог мне поверить в себя, открыл меня совершенно другую. У нас с ним все получилось, как он и говорил. Спасибо ему за это». 
   Виктор Антонович Бутнев поставил более 40 спектаклей: «Бабий бунт», «Ночь перед Рождеством», «Матерь человеческая», «Кома», «Беда от нежного сердца», «Дальше - тишина...», «Веселый самоубийца», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Последняя попытка», «В пустом доме - люди», «Барабанщица» и многие другие. Каждый спектакль - это настоящий праздник, который дарил Виктор Антонович. Каждый спектакль - это шедевр, который заставлял задуматься. 
   Через талантливые руки Виктора Антоновича прошло более 80 замечательных актеров-любителей, которые навсегда запомнят его как человека знающего свое дело, отзывчивого, душевного, в любой момент готового прийти на помощь, человека, влюбленного в свое дело.
   «Виктор Антонович мог объединять людей, раскрывать таланты, умел создавать яркие, самобытные образы. Он работал над каждым образом, «боролся» за каждого актера. Всегда благодарил за высокое исполнительское мастерство словом, грамотами, подарками». (Из воспоминаний Е.В. Соминой). 
   Сейчас народный театр продолжает жить. В память Виктора Антоновича решено поставить спектакль «В день свадьбы» по пьесе В. Розова, которую режиссер не успел представить сухиничскому зрителю. Это пьеса, по словам В.А. Бутнева, рассказывает о самом трудном в жизни человека - умении пожертвовать собой ради другого. 
   Задумку Виктора Антоновича воплотили И.Е. Горлова, исполняющая обязанности режиссера, С.И. Бутнева, Е.В. Сомина, О.В. Полковникова, И.В. Полковников, А.Н. Быков, А.В. Рекунов, А. Аноприков, А.П. Гурин, Н. Гурина, А. Пеняева, Л. Иванова, И. Лабуз, В.Л. Великсарова. 
   Бутнев Виктор Антонович – заслуженный работник культуры РФ, режиссер народного театра ушел из жизни 8 июня 2013 года. 
   Театр учит взаимоотношениям между людьми, во многих сценических образах можно узнать и себя. Жизнь тоже театр, где мы играем роли ребенка, родителей, врачей, поваров, работников культуры и многих других. Театр учит нас главной игре - жизни, со своими плюсами и минусами, над которыми мы плачем, смеемся, грустим, сопереживаем, развивая свою эмоциональность. Театр не дает черстветь нашим душам, нашим сердцам. Посмотрев спектакль, сухиничане обязательно делятся своими впечатлениями от просмотра. Кому-то спектакль пришелся по душе, а кто-то критикует игру артистов. Но равнодушных к спектаклю людей нет. Значит, игра трогает, переполняет эмоциями. Мы верим в будущее театра, ждем новых интересных премьер, незабываемых образов. Пока жив театр, жива душа народа.
    История Сухиничского народного театра не закончена. Впереди театр ждет большое будущее. Мы в это верим. 
   1 Газета «Организатор»
   № 37 - 38, 1993 г. 
   Наталья ПЕТРУХИНА, 
   10 класс, средняя школа № 2, 
   руководитель - Т.Ю. Плохова, 
   заместитель директора средней школы № 2, 
   2013 г.
Просмотров: 1032

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Сказ про «веселую деревню»

    Попытка изучить очередное предание о том, что неподалёку от Соболёвки мог бывать Чертков Владимир Григорьевич (помощник писателя Л. Н. Толстого) вывели на интереснейшую цепочку фактов и совпадений.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Речные волоки в Сухиничском районе

    Уже на самых ранних стадиях торговли между реками создавались и использовались волоки. Со временем система водных каналов развивалась, процесс становился более организованным. Возле переправ возникали поселения, носящие названия, напрямую связанные с волоком или деятельностью на нём. Сохранились такие места и в Сухиничском районе.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Человек-преобразователь

    Жизненный путь знатного в области руководителя Михаила Алексеевича Кораблёва (1917-1986 гг.) совпал с важными историческими событиями XX века, а его яркие трудовые успехи на шлипповской земле были удостоены высших правительственных наград: ордена Ленина, а также орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Артефакт из прошлого столетия

    Соболёвские краеведы рассказали журналистам об очередной интересной находке

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Светлячок из прошлого

    Сегодня наша планета залита электрическим освещением, и мы так привыкли, что порой даже не замечаем этого. И покажется немыслимым, невероятным, что несколько веков назад, как только солнце скрывалось за горизонтом, города и деревни погружались во мрак, разрываемый тусклым светом лучин и очагов. Такой путеводной звездой выступал и огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    История и предания дальних земель

    Царский соболь, императорские корни, забвение и раскрывающиеся тайны – исторические исследования молодых краеведов

    Комментарии: 0




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2024 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос