Купеческий город

Главная / Новости / Машина времени / Купеческий город
30.07.2016
Купеческий город
 

Каменная архитектура г. Сухиничи XIX – начала XX века 


Сухиничи – торговое село 


Свободное от крепостной зависимости население Сухиничей издавна занималось кустарными промыслами, а наиболее предприимчивые сухиничане — торговлей. Развивавшаяся в XVIII столетии ткацкая промышленность в центральной России, и в частности в Калужской губернии, нуждалась в сырье. А таким исходным сырьем служила конопля. Возделывание конопли стало выгодным делом и для земледельцев-крестьян, и особенно для торговцев. Уже во второй половине XVIII столетия Сухиничи настолько возвысились как торговый центр, что отодвинули на задний план уездные города Мещовск, Серпейск, Жиздру и частично Козельск. 
В селе Сухиничи в XVIII веке отмечалось «стечение купечества из многих городов», в том числе из Москвы, Калуги, Тулы, Брянска, Ржева и других. Оптовая торговля здесь проходила дважды в неделю и, по словам того же М.Н. Кречетникова, «приносила обывателям ощутимые приобретения». Некоторые жители Сухиничей располагали капиталами в 4—5 и даже 10 тысяч рублей — суммами по тому времени немалыми. 
Местные торговцы, скупавшие в розницу у крестьян пеньку, масло, сало и перепродававшие эти товары оптом приезжим купцам, назывались прасолами. Приезжих купцов именовали портовыми, так как они были связаны с речными и морскими портами, через которые вели свои торговые операции.    
К середине XIX века многие портовые купцы завели в Сухиничах постоянные конторы. В селе стали возводиться каменные здания. И если ряд уездных центров Калужской губернии, в их числе Мещовск, Серпейск, были ближе по виду к селам, то село Сухиничи своим обликом, а главное, активной хозяйственной деятельностью стало больше походить на город. В 1840 году царским указом оно вместе с прилегающими к нему тремя деревнями Ханчиково, Тросна, Перновичи было преобразовано в заштатный город Сухиничи (то есть не имевший в своем административном подчинении волостей) Козельского уезда. На присвоенном Сухиничам гербе красовались весы и две бочки, как символ торговой деятельности вновь образованного города.   
Сразу же после образования города многие бывшие торгующие крестьяне стали объявлять купеческие капиталы (не менее 2400 рублей серебром) и подавать прошения на имя царя о желании записаться в купеческую 3-ю гильдию. В 1840 году таких прошений поступило около ста.    
Во вновь учрежденном городе числилось 4809 жителей, 791 жилой дом. Чиновников и разночинцев в конце 1840 года проживало вместе с семьями 154, иногородних жителей — 142. При двух православных церквях находилось лиц духовного звания и членов их семей 64. Наряду с православными церквями, действовали четыре старообрядческие общины со своими молельнями.    
Городской центр стал застраиваться каменными зданиями. Некоторые из них сохранились до наших дней. Это — большой двухэтажный дом по улице Кравченко, который до сих пор старожилы называют «смоленовским» по имени купца, бывшего владельца дома. Недалеко от него находится еще одно здание, где раньше был районный узел связи. В бывшем купеческом особняке размещено районное управление сельского хозяйства и продовольствия. В старинных домах находятся библиотека, школы, банковские учреждения.    
Через сорок лет после преобразования в город в Сухиничах насчитывалось 90 магазинов, лавок и лавочек, 4 постоялых двора, 21 трактир. Для сравнения заметим, что в уездном городе Мещовске трактирных заведений было почти вдвое меньше, лавок и лавочек — 73. Доходы и расходы Сухиничей в полтора раза превышали мещовские. По числу жителей Сухиничи в полтора раза превосходили соседние уездные города.    Нуждами торговли, главным образом необходимостью обслуживания торговых операций, диктовалось открытие в 1871— 1872 годах городского общественного банка. В 1878 году в Сухиничах установили телеграфную станцию, в то время как в большинстве уездных центров губернии телеграф отсутствовал.    
Во второй половине XIX столетия в Сухиничах, как и по всей России, происходила концентрация промышленного производства и капиталов. В 1843 году здесь числилось 90 купцов 3-й гильдии. Через 30 лет их осталось 68, а еще через десять лет — 29. Некоторые из них имели крупные по тому времени капиталы. Только недвижимое имущество таких купцов, как Андрей и Евдоким Сесекины, оценивалось в 4—5 тысяч рублей золотом. Среди купеческих воротил последней четверти прошлого столетия все более выдвигаются В.И. Смоленов, имевший несколько двухэтажных каменных домов в центре города, его брат С.И. Смоленов, Т.Д. Марин, А.Ф. Галкин, П.Г. Яковлев, И.И. Шемякин, Г.А. Анисков и другие.    
Обследовав центр города и некоторые улицы микрорайона Сухиничи-Главные, мы нашли интересные экземпляры построек середины XIX – начала XX века, которые представляют собой прекрасный образец провинциального зодчества. 
Строительство «по образцам» было весьма распространено в Калуге того времени, как и в других русских городах. Оно играло роль типового строительства. Однако при всей схожести постройки были не одинаковыми, как строят теперь. Очевидно, что при каждом конкретном строительстве учитывались и место, и угол зрения, менялась высота, этажность здания в зависимости от необходимости, то есть внутри типового здания существовала индивидуальность. Немалую роль при этом играла кирпичная кладка, различная в каждом отдельном случае. 
К середине XIX века дома носили четко выраженный классовый характер. Были разработаны проекты домов для «подлых» (ремесленников, мелких торговцев и пр.), для «зажиточных» и для «именитых». Дома для «подлых» состояли из сеней, кухни и двух небольших жилых комнат. Более вместительные были дома для «зажиточных». Дом для «именитых» представлял собой двухэтажное здание с высокими потолками, большими окнами и симметричным фасадом, на котором выделялось своей величиной и архитектурой среднее окно в центре второго этажа, над парадным входом. Симметричной была и внутренняя планировка дома, где, однако, по старому обычаю посредине располагались сени, с которыми были связаны все жилые помещения. Фасад такого дома украшался лопатками и филенками, углы обрабатывались рустом. 
А как же строили у нас? Каковы общие черты и особенности наших архитектурных памятников? 
Во-первых, мы можем разделить постройки на два типа: I – одноэтажные дома, II – двухэтажные. Но надо заметить, что некоторые одноэтажные дома некогда имели второй деревянный этаж. Но в результате многочисленных пожаров они не сохранились или не стали перестраиваться хозяевами. 
Во-вторых, дома в нашем городе строились близко друг к другу. Поэтому чаще украшены парадные фасады зданий, хотя есть угловые дома, в которых украшены парадный и боковой фасады. 
В-третьих, фасады зданий богато украшены, особенно обращают на себя внимание карнизы. 
В-четвертых, практически во всех изученных постройках встречаются сводчатые перекрытия помещений нижних этажей, подвалов или опорных колонн, как на швейной фабрике. Встречаются своды двух видов:
- цилиндрические,
 - своды Монье. 

Одноэтажные постройки


Пролетарская улица, д. 1 


Дом построен в 1870 году. Из рассказа хозяина Булычева Владимира Никаноровича: «При Николае II здесь торговали вином, в войну дом выкупил кузнец, а в 1946 году продал пищепрому. Контора пищепрома в этом доме располагалась до 1970-х годов». 
Угловой дом, в котором на улицу выходят по три окна. Украшены оконные проемы, углы здания рустованные. Карниз небольшой, но объемный. По высоте окон проходит поясок шашечек. Имеется полуподвальное помещение с выходом на улицу Московскую (вход в настоящее время завален землёй), потолки в подвале со сводами Монье. 

Улица 10-й Пушечной артиллерийской бригады 


Дом Колганихиной Лидии Николаевны. Построен до революции, переходил из поколения в поколение. Когда-то дом был двухэтажный, но после пожара его перестраивать не стали. Русскую печь сломали. 
Похожих домиков у нас в городе много. Они напоминают деревянные постройки по красной линии улицы в пять окон. Украшают эти постройки шашечки и рустованные пилястры, по верху которых проходят продольные полосы. 

Улица Ленинградская, д. 13 


Дом построен в 1905 году Паршиным Михаилом Спиридоновичем, передавался по наследству. Дом разделен на две половины, под левой половиной дома подвальное помещение со сводчатым потолком. На потолках благодаря стараниям хозяев сохранилась лепнина. У Михаила Спиридоновича был скобяной магазин, валяльня. Но после пожара в 1915 году все деревянные постройки сгорели. 
В годы Великой Отечественной войны в подвале дома прятались от бомбёжек дети и старики. Стены дома очень толстые, около 1 метра, но с правой стороны дома остались отметины войны. Хозяйка дома - Паршина Мария Васильевна. 
Главный фасад дома богато украшен. На улицу выходят два полукруглых окна, увенчанные замковым камнем. Подоконные проемы красиво оформлены шашечками, которые идут параллельно верхнему ряду над окнами. Но что выразительней всего – это карниз по главному фасаду, выполненный в виде машикулей, а по боковому – стилизован под машикули. Передний фасад также имеет боковые рустованные пилястры. 

Улица Ленина, д. 50 


В бывшем трактире Макарова, выходившем на Ярморочную площадь, ныне размещается магазин «Полтина». 
«Памятник конца XIX века – начало XX века. расположен в центре города на бывшей Торговой (Конной) площади. Одиночное одноэтажное здание, прямоугольное в плане, делится поперечной капитальной стеной на две неравные части, имевшие ранее самостоятельные входы. Южный фасад делится плоскими рустованными пилястрами на три равные части, в каждой из которых расположено по два окна. Расположение пилястры на западном фасаде соответствует внутренней поперечной стене. Наличники окон и дверей простой формы с замковым камнем. Наружные фасады побелены. Крыша стропильная, четырехскатная, крытая шифером. Все окна и двери ранее имели железные ставни. Печей, решеток, росписей нет. Здание выложено из кирпича, размером 7х13х26 см на известковом растворе, цоколь кирпичный. Фасонного кирпича, а также белого камня нет. 
Общая длина здания - 16,6 м, ширина - 16 м. Памятник интересен как один из типовых общественных зданий». 
В настоящее время дом отреставрирован, заделаны некоторые оконные проемы. Но в целом можно сказать, что дом получил второе рождение. Именно сейчас можно оценить красоту и выразительность карниза, выполненного в виде машикулей. Ниши обрамлены рядами зубчиков, а у самой крыши - ряд шашечек. 

Улица Кравченко, д. 7 


Трактир Букиных и Юрьева, начало XX века. Затем в этом здании располагалась АТС, в настоящие время - магазин.
Для хранения продуктов имелся большой подвал, который хорошо сохранился. Само здание можно разделить на два. Одно, скромно украшенное, с широким полукруглым окном, – это трактир, над входом в который непростая башенка. Это не просто украшение, а воздуховод. Для трактира нарядность фасада обычно не свойственна, но эти трактиры располагались в центре города на Соборной улице, а рядом в архитектурный ансамбль входил жилой дом. 

Улица Кравченко, д. 7 


Это самый пышно украшенный жилой дом г. Сухиничи, потому что в его строительстве применили и закругленный кирпич, и арочные окна, и воздуховоды в виде башенок, и искусно выполненный карниз. Порой даже кажется, что строители перестарались. Но элемент, похожий на присборенные шторы с кисточками, привлекает внимание. 

Улица Кравченко, д. 10 


Дом жилой Картышова, конец XIX - начало XX века. Здание РайФО. 
Этот дом отличается своими размерами: на улицу выходят 7 окон и широкое угловое окно. Угол здания скошен, что делает крышу пятискатной и выделяет этот дом среди других. Похожих по форме на это здание в Сухиничах больше нет. Украшением является карниз, выполненный в виде машикулей, над окнами по-прежнему замковые камни. Углы здания оформлены рустом. Как и в других домах, подоконные вставки, напоминающие деревянные подзоры. Под зданием большой подвал.
   

Улица Гагарина, д. 12, стр. 1

 

 Богадельня построена в 1880 году на средства купца Чубыкина, который, переселившись под Петербург, выделил средства на строительство богоугодного заведения. В нем содержались 30 бездомных сухиничан. Он же положил в местный банк 3 тысячи рублей с завещанием, чтобы проценты с этого вклада (200—300 рублей в год) раздавали беднякам в дни рождественских и пасхальных праздников. Богадельня просуществовала до 1917 года. 
Каждое окошечко – отдельная комната, выходившая в единый большой коридор, к которому примыкала кухня, также здесь располагались кубовая, баня. Имелось центральное воздушное отопление. С другой стороны здания была домовая церковь в честь Петра, митрополита Московского, освященная в 1885 году. 
По фасаду и углам здания построены объемные трехгранные полуколонны, которые разбивают плоскость главного фасада на 5 одинаковых по размеру частей с тремя окнами. Окна прямоугольные, под ними неглубокие ниши. Венчает фасад куполообразный фронтон. Под зданием большие подвалы, часть которых была засыпана в советское время. 
Ныне - белое здание средней школы №1. 

Здание начальника станции Сухинчи-Главные

 

Первый этаж здания построен в 1900 году. Характерны черты стиля модерн. Все те же надоконные своды с замковым камнем, выступающий бортик по низу окон. Отличительной особенностью постройки является крыльцо, оформленное в едином стиле. 
Зданию вокзала Сухиничи–Главные, Железнодорожная ул., начало XX в., присуща симметричность, сдержанность, ничего лишнего при всей монументальности. Огромные полукруглые окна в центре и прямые по бокам здания. Рустованы углы здания. 

Здание вокзала Сухиничи-Узловые

(начало – середина XX века) 

Арочные входы с колоннами, богатая лепнина как снаружи, так и внутри здания, объемный карниз – это не полный перечень декоративных элементов, использованных при строительстве. 

Улица Железнодорожная, д. 7, 9

 

Конец XIX – начало XX в. Предположительно дом был построен для инженера, строившего железную дорогу. В доме жила вся семья и прислуга. Дом имеет несколько фасадов, украшенных по-разному. Отличает это строение сочетание желтого облицовочного и красного кирпича. Желтым кирпичом оформлены углы здания, карнизы, своды над окнами, которые очень похожи на головные уборы фараонов. Крыльцо этой усадьбы выходит не на улицу, а во двор дома. В этом же стиле построена железнодорожная больница (старое здание) и ледники, которые находятся на территории больницы и бывшей усадьбы. 

 

Двухэтажные постройки

 

Улица Кравченко, д. 12

 

Своеобразие дома Смоленова, конца XIX - начала XX в., заключается в непривычной несимметричности всего комплекса. Его можно назвать самым загадочным, непропорциональным, но вместе с тем удивительно привлекательным. Дом состоит из трех частей. Над окнами второго этажа массивные надоконные украшения – прямоугольные окна кажутся закругленными благодаря объемной лепнине, замковые камни крупнее, чем в других постройках. Самая выразительная часть - крыльцо, высокое, выполненное в виде башенки, и большой балкон с прямоугольными балясинами и красивой кованой решеткой. Остальное убранство фасада вполне традиционно – рустованные проемы первого этажа, углов дома, пилястр в правой части здания. Кстати, правая часть имела арочный въезд посередине дома и просторный двор. Карниз правой половины дома украшен машикулями, окна полукруглые на втором этаже, в жилой части. А на первом этаже - прямоугольные, возможно, там размещались торговые лавки. 
В настоящее время принадлежит храму в честь Смоленской иконы Божией Матери и реставрируется. 

Улица Московская, д. 1 (Кравченко ул., 2)

 

Дом, построенный в последней четверти XIX в., принадлежал крупному купцу II гильдии Федорищеву, владевшему большим кожевенным заводом в г. Сухиничи, который считался «первым по количеству изделий и обороту капитала». Автора дома установить не удалось. Двухэтажный каменный дом со сводчатыми подвалами, крытый четырехскатной стропильной крышей. Дом разделён двумя капитальными стенами примерно на четыре равные части: три больших зала на каждом этаже, сени и небольшие хозяйственные помещения. Дом имеет два парадных фасада: восточный и южный, нарядно оформленных, пространство между окнами занято плоскими лопатками, на южном фасаде устроен легкий ажурный балкон. Карниз выполнен в виде машикулей, над окнами второго этажа прямоугольные фактурные выступы. 
Из внутреннего убранства дома в наше время (начало XXI в.) сохранилась лепнина на стенах. Дом Федорищева выделяется своими размерами и нарядностью среди окружающей застройки города. 
В настоящее время - здание начальных классов Сухиничской средней школы №2. 

Улица Ленина, д. 58

 

Дом Галкина, жилой, второй половины XIX в., также выделяется размерами и нарядностью среди окружающей застройки. Невысокое здание зрительно приподнимают вверх круглые окна второго этажа, которые сделаны в виде объемных арок и зрительно углубляют окна. Пространство между окнами разделено пилястрами, на первом этаже они ребристые. Нижний этаж обработан рустом, над окнами по-прежнему замковые камни. Боковой фасад несет на себе ажурный кованый балкон. В этом здании акцент сделан на объемность фасада, и поэтому карниз не утяжелен лишними декоративными элементами. 
Главный вход не с центральной улицы, а сбоку. На второй этаж дома ведёт кованая ажурная лестница. Комнаты разные по площади. В коридоре первого этажа потолок со сводами Монье. В настоящее время - здание Сбербанка. 

 

Улица Кравченко, д. 9

 

Дом купца Макарова, конца XIX века, состоит из двух частей: первая половина – жилая, вторая предназначалась для телеграфа. 
Жилой дом был построен традиционно: первый этаж каменный, а верхний - деревянный. Более украшен первый этаж: полукруглые окна, рустованный фасад, каменные подзоры под окнами. Разделяют этажи ряд выложенных боком кирпичей и четырехгранные шашечки. Под жилой половиной дома высокие сводчатые подвалы. На второй этаж ведет крутая деревянная лестница. 
Здание телеграфа построено из красного кирпича. Нижний этаж оштукатурен, а второй - декорирован лепниной. Над полукруглыми окнами на лепнине просматриваются вензеля. На окнах телеграфа сохранились кованые решётки. 

Улица Гагарина, д. 12, стр.2

 

Построено в 1914 году на средства горожан, предназначалось для эвакуированных жителей Полтавской и Гродненской областей. До 1917-го - торгово-кооперативное училище, с 1917 года – 2-я высшая начальная школа. Во время Великой Отечественной войны в школе располагался госпиталь №2050. Постройка 1914 года, из красного кирпича, из которого выстроены практически все дома середины XIX – начала XX в. Скорее всего, кирпич изготавливали на заводе в Сухиничах, как мы узнали, он находился в районе Корсаковской рощи, а глина и сейчас есть за городом, в районе телевышки. 
Пропорционально и симметрично все здание, ему свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений, а это говорит о том, что оно построено в стиле классицизма. Здание имеет два украшенных фасада. На заднем - два высоких подъезда, похожие на башенки, Оформление «красного» здания школы №1 похоже на декор усадьбы на ул. Железнодорожной, единственное отличие - кирпич одного цвета. Высокие окна, расчленяющие фасад полуколонны оканчиваются башенками, которые ранее, вероятнее всего, соединяли решетки, а посередине на небольшом фронтоне выложена дата постройки - 1914. Первый и второй этаж разделяет объемный пояс и ряд прямоугольных зубчиков – шашечек.

Улица Гончарова, д. 11

 

Дом жилой, конец XIX – начало XX в. По рассказу Лучко Павла Евстафьевича, проживающего по ул. Гончарова 13, дом принадлежал купцу Смоленову. Внизу по этой улице была скорняжная артель, где выделывали шкуры; и для рабочих был построен дом. В этом доме в конце XX в. было общежитие. На первом этаже жили учителя СШ №2, а на втором – рабочие ремзавода. В доме сохранилась печь, которая отапливала все комнаты. Оформлен только лицевой фасад. Карниз в виде машикулей, а вот пояс между первым и вторым этажом выложен уголками кирпичей, образуя объемные зубчики. 

Сухиничские храмы

 

К началу XIX века в г. Сухиничи было два каменных храма и одна часовня. Первым построенным храмом был каменный собор в центре села Сухиничи, освященный в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Его постройка закончилась в 1745 году. Главный каменный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен тульским купцом Харитоном Пастуховым в 1770 году рядом с храмом святителя Афанасия, который стал его приписным храмом. Высокая, 25-метровая, столпообразная колокольня собора Смоленской иконы Божией Матери была сооружена на средства горожан. Площадь, на которой стояли храмы, была названа Соборной, одноименной была и прилегающая улица (ныне Кравченко и Пролетарская). Собор имел три придела: главный - в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый - во имя Харитона Исповедника, левый - в честь святителя Николая Чудотворца. В Сухиничский приход входили г. Сухиничи и д. Бордуково. В штате храма положены были протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Земли за собором было мало: усадебная вместе с погостом составляла всего семь десятин. В 1892 году, а потом в 1903 году храмом были построены три деревянных дома для священноцерковнослужителей. Собору принадлежали две каменные лавки, сторожка, каменное здание свечного склада и деревянный сарай для дров. В 1915 году в клировых ведомостях церквей Козельского уезда было записано: 
«Церковь каменная с таковою же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом». 
К собору были приписаны два храма и одна часовня. Храм во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских находился рядом. Сведений о том, кем она построена, к сожалению, не осталось. 

 

Лобачёва ул., 14

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери - старообрядческая церковь 1904 года постройки. После революции церковь закрыли, но она сохранилась, благодаря тому, что в ней разместили первую электростанцию города Сухиничи. В 1932 году. посреди храма стоял дизель фирмы «Дизель Ман», мощностью 46 кВт/ч. В последнее время помещение храма использовала типография под склад. Очень своеобразное по форме и отделке здание. В оформлении окон использованы своды, похожие на купола православных церквей, хотя крыша храма прямая. Интересные элементы украшения башенки: зубчики и «гвоздики». Похожие элементы встречались нам в деревянных постройках. 
 Кованые решетки с солярными знаками. Внутри храма сохранились росписи. 

Заключение

 
Большинство домов г. Сухиничи похожи друг на друга, но различны элементы декора. Это происходило скорее всего из-за того, что талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Классицизм легко распространился на провинцию и стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. 
Мы должны учитывать, что период середины - конца XIX века – это эпоха расцвета модерна, но в провинциальном зодчестве продолжают использовать классические принципы постройки, соединяя их с новым направлением модерна. Фасады наших построек не освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки. Они выделяются на фоне гладких стен, прорезанных проемами с наличниками. В некоторых постройках использован закругленный кирпич, как при строительстве Шамординского монастыря.
К середине XIX столетия в архитектуру входит представление об эклектике, для которой характерно смешение всех стилей, подражание различным стилям и национальным направлениям. Периоду эклектики, как ни странно, способствовало все более и более распространявшееся в России в тот период архитектурно-художественное образование. Даже выпускники Института путей сообщения получали право и навыки проектирования и зодчества. Одновременно с этим в обиход входят многочисленные образцы («типовые альбомы», как сейчас бы мы сказали), по которым богачи выбирали фасады своих домов и особняков, оформляя их то в древнерусском стиле, то в духе немецкой готики, то как подражание китайскому или египетскому искусствам. 
Приватизация, новые реалии, новые капиталы привели к тому, что постепенно зодчие возвращаются к индивидуальной застройке кварталов городов и поселков, к строительству особняков, которые стали называться теперь «коттеджами». Здания стали непохожими друг на друга. Появилась возможность выбора различных строительных материалов, новых архитектурных форм. При этом отчасти зодчие возвращаются к традициям наших русских городов. Здания перестали иметь только один, «парадный», уличный фасад, все фасады стали «главными», появилась пластика объёмов домов. Вернулись к кирпичной кладке фасадов, стали «играть» на её виртуозности, вспомнили, как выкладываются кирпичные башни, уйдя от плоских железобетонных панелей. 
И чтобы не забыть своё прошлое, чтобы сохранить эстетику, необходимо знать архитектуру своего края. Нам кажется, что сухиничским строителям надо соблюдать традиции, чтобы сохранить характерные черты русского торгово-купеческого города.

А. Горлова, 2008 г. Руководитель – О. Терехина. 

 

Просмотров: 3791

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости
  • Машина времени

    Музыка старой фотографии

    Узнать себя на странице газеты из прошлого века и понять, что твоё детство уже стало частью истории города, довелось Виктору Любину.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Дома на Молодёжной улице

    Дорогие читатели! Мы продолжаем наш проект «Дом, в которомя живу», и сегодня на экскурсии в деревне Верховая мы вспоминаем события тридцатилетней давности…

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Дом офицеров, или «Зоновский» дом

    Прошло 43 года, как первые новосёлы въехали в дом № 109 по улице Ленина. Как он жил все эти годы? Какие тайны и интересные истории хранит в себе? Давайте сделаем маленький экскурс в историческое прошлое дома.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Первая пятиэтажка

    Может быть, кому-то кажется, что этот дом не представляет исторической и культурной ценности, но всё-таки это значительная веха в летописи нашего города.

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Сияние свечи (4 часть)

    Домовая церковь при Чубыкинской богадельне

    Комментарии: 0

  • Машина времени

    Сияние свечи (3 часть)

    В центре села Сухиничи находилась деревянная часовня, которая принадлежала Мещовскому Свято-Георгиевскому монастырю. Точная дата её возведения неизвестна.

    Комментарии: 0



  Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!
     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2022 г. – 350 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос