В тени величия

Главная / Новости / Культура / В тени величия
23.04.2021
В тени величия
   Образ, увековеченный кистью художника 
   Несколько лет назад в районном Дворце культуры работала художественная выставка. Некоторые из представленных картин принадлежали преподавателю Детской школы искусств Михаилу Пичугину. В преддверии празднования в России Дня космонавтики мы вспомнили об этом. Вы спросите, как картины сухиничского художника связаны с этой темой? Ответ прост. На них был изображён Константин Эдуардович Циолковский – человек, которого по праву называют отцом космонавтики. Но наш сегодняшний рассказ не столько об учёном, сколько о человеке, который много лет всячески оберегал Циолковского от внешних проблем и трудностей, создавал максимально возможные комфортные условия для спокойной работы. 

   За спиной будущих открытий 
   Достоверно известно, что Константин Эдуардович Циолковский родился в селе Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии. Но большая часть жизни учёного связана с калужским краем. В возрасте 23 лет он начал свою трудовую деятельность в Боровском уездном училище в качестве учителя арифметики и геометрии. Здесь же, в Боровске, началась его серьёзная научная работа. 
   Боровск в то время – это небольшой уездный старообрядческий городок со своими законами, обычаями и традициями. Молодому учителю Константину Циолковскому было непросто найти здесь жильё. И вот, наконец, священник единоверческой церкви Евграф Соколов приютил его в своём доме, выделив в распоряжение две комнаты. 

   В книге «К. Э. Циолковский известный и неизвестный» автор и одновременно внук учёного Алексей Костин цитирует слова своего знаменитого деда, вспоминавшего моменты жизни в доме Соколовых: «Часто беседовал за чаем, обедом и ужином с его дочерью. Поражён был её пониманием Евангелия. Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась». 
   Молодую жену звали Варвара Евграфовна. Она была образована, музыкальна, скромна и трудолюбива. Варвара и Константин Циолковские прожили вместе 55 лет, сохраняя супружескую верность и уважение друг к другу. Несмотря на все трудности, что им пришлось пережить и преодолеть, они были счастливы. Варвара подарила мужу семерых детей, трое из которых, к сожалению, рано ушли из жизни. 
   В одной из своих статей Константин Эдуардович писал: «В жене я не обманулся, дети были как ангелы (как и жена)». 

   Мужественная женщина и преданная жена 
   У Варвары Евграфовны была нелёгкая жизнь со множеством денежных затруднений. Лишь в строгом режиме экономии можно было жить на учительскую зарплату супруга. На её плечах лежали все заботы о муже и детях, решение бытовых проблем и, кроме того, создание благоприятных условий для плодотворной научной работы мужа: строгий режим, тишина в доме и, если требовалось, поддержка добрым словом. 
   Если во время работы отца дети затевали какую-то возню, то Варвара шикала на них и шёпотом начинала рассказывать сказку. А делала она это мастерски.
   Старшая дочь Циолковских Любовь вспоминала, как её мать искусно пекла крендельки, как делала кукол и шила одежду для них, как много читала при всей своей занятости: «Она каким-то образом успевала нас и обшивать, и кормить, и забавлять самодельными игрушками». 

   И не просто так своему другу Еремееву, жену которого также звали Варвара, Циолковский не раз говорил: «Нам с вами, Евгений Сергеевич, с нашими Варварами повезло». 
   Как-то раз Константин Эдуардович уехал на заработки и потому долго отсутствовал дома. В это время случилось большое горе – умер от коклюша годовалый сынишка Циолковских Леонтий. Варвара сама тяжело переживала потерю, но более всего беспокоилась о муже. Поэтому решила срочно искать другую квартиру, надеясь, что смена обстановки немного успокоит супруга. И действительно, это несколько отвлекло учёного от постигшего горя, и вскоре он снова вернулся к научным занятиям. 

   Всё началось с открытки 
   Вернёмся к художественному искусству. Идея данной публикации возникла после воспоминаний о картине, увиденной на выставке: на крыше в свете луны стоит Циолковский и смотрит в небо. Как рассказал Михаил Пичугин, то, что увидели тогда посетители выставки, – это лишь этюд, поиск композиции. 
   Сама картина имеет размер полотна 2×1,44 метра! Представляете масштаб? Её художник писал как дипломную работу. Сначала она осталась жить в стенах Калужского колледжа культуры и искусств, где учился Михаил Пичугин, а потом отправилась в министерство культуры Калужской области. 
   – Циолковский был мне интересен и как учёный, и как личность. Я много читал о нём. Человек это был незаурядный, сильный духом, переживший немало тяжёлых событий. 

   В своей картине я хотел показать его именно с женой. Никто до этого не изображал её. И фотографий с ней сохранилось мало. Я считаю, что Варвара Евграфовна сыграла немаловажную роль в жизни Константина Эдуардовича. И отчасти благодаря ей он состоялся как учёный, чьё имя теперь навеки вписано в историю, – пояснил Михаил Константинович. 
   На вопрос о том, как давно он заинтересовался биографией учёного, Михаил ответил, что изначально его привлекла тема космонавтики в целом. 
   – Как-то раз в гостях у бабушки я увидел набор открыток с изображениями достопримечательностей Калуги, посвящённых теме космонавтики. Внимательно рассмотрел их. Было интересно. Чтобы узнать больше, начал расспрашивать родителей. Они рассказали мне о Циолковском. Конечно, не всю его биографию, а лишь общеизвестные факты. В одну из поездок в Калугу мы проезжали мимо дома Циолковского. Родители обратили моё внимание на него. Потом воочию увидел памятник учёному, ракету, – вспоминает художник. – Ближе с деятельностью учёного я познакомился уже будучи студентом Колледжа культуры и искусств. 

   Из удачного ракурса в серьёзный интерес  
   В свободное от учёбы время Михаил много гулял по Калуге и её окрестностям. Как творческий человек рассматривал архитектурные решения старых зданий. У многих из них очень интересный фасад. В одну из прогулок решил поближе рассмотреть музей космонавтики и дом-музей Циолковского. 
   Потом нашёл удобную возвышенную полянку, откуда открывался красивый вид на этот дом. Сделал зарисовки. Показал преподавателю, Татьяне Анатольевне Духановой (кстати, она один из авторов фрески на стене бывшего сухиничского кинотеатра «Родина», ныне здание занимает сетевой магазин). 
   – Именно Татьяна Анатольевна натолкнула меня на мысль более детально рассмотреть дом-музей. На первый взгляд, кажется, в нём нет ничего особенного, но что-то меня всё же привлекало. И я продолжил практиковаться в зарисовках, изображая дом с разных ракурсов. Спустя время стал глубже интересоваться биографией учёного, рассматривать его фото, рисовать образы. Делал много интуитивных карандашных набросков, представляя моменты его жизни, описанные в книгах, – поделился Михаил Константинович. 
   Наш собеседник уверен, что учёные и художники схожи в мышлении. Ведь и те, и другие – исследователи. Просто каждый в своём направлении. 
   – Художник, рисуя натуру, исследует этот мир. Он должен заметить каждую мелочь, угадать настроение, чтобы максимально реалистично перенести и выразить образ на холсте, – поясняет Михаил Пичугин. И продолжает. – Мне на подсознательном уровне хотелось узнать больше о семье Циолковских. Словами это не объяснить. Представлял их жизнь в своём воображении, ходил по тем же местам, где когда-то ходили они, и в голове рождались образы. Возникала потребность реализовать, воплотить это на бумаге. Так и затянуло. Посещал дом-музей, покупал книги о Циолковском. Интересной была беседа и с правнучкой учёного, Еленой Алексеевной Тимошенковой, которая сейчас заведует музеем. 
   Когда студентам колледжа пришло время выбирать тему дипломной работы, то Михаил, не думая ни секунды, решил увековечить в картине образ жены Константина Циолковского – Варвары. Ему казалось несправедливым то, что на страницах истории она осталась в тени величия своего мужа. 

   Творческий поиск 
   Написание картины – дело сложное и кропотливое. Просто идеи недостаточно. Нужно продумать композицию, нарисовать несколько вариантов расположения ключевых фигур, поэкспериментировать с цветовым настроением, поработать со светом и тенью. Итоговый вариант произведения, который мы, простые зрители, можем увидеть на выставках и в музейных экспозициях, выходит из-под кисти художника лишь после долгих поисков. 
   – Композицию изначально планировал другую. Находясь в поиске, я написал этюд, где Варвара Евграфовна, держа в руках стакан молока, стоит за спиной работающего мужа. Ещё делал зарисовку, где изобразил силуэты героев, стоящих в рабочем кабинете учёного на втором этаже дома: Константин Эдуардович смотрит на звёзды, а в полумраке у двери стоит Варвара. Но что-то в этих композициях меня смущало. Казалось: всё не то. И практически в последний момент я решил изобразить их на крыше дощатого сарая, куда вела дверь из кабинета Циолковского, – вспоминает Михаил Пичугин. 
   Чтобы реалистично изобразить положение фигур героев, драпировку тканей, были наняты люди, которые, облачившись в похожую одежду, позировали художнику. Лица героев он рисовал внимательно изучив фотографии семьи Циолковских. Снимков самого учёного с разных ракурсов множество, также много его изображений на картинах других художников. А вот фотографии Варвары Евграфовны единичны. На картинах её совсем никто не изображал. Потому работать с её образом художнику было сложнее. 
   Михаил Константинович трудился над картиной около двух месяцев. Стоит ли говорить, что преподаватели оценили его дипломную работу на «отлично». 
   Варвара Евграфовна Циолковская, будучи верным спутником и надёжной опорой для великого учёного, без которой он мог и не состояться, пережила своего супруга на пять лет, скончавшись 20 августа 1940 года в возрасте 83 лет. Могила её была утрачена. Известно лишь, что похоронена она в Калуге на Пятницком кладбище. Нет ни надгробия, ни мемориальной доски. 
   – Варвара Циолковская всю жизнь пребывала в тени славы знаменитого мужа. Если и вспоминали о ней, то мимоходом. Пусть моя картина будет в своём роде памятником этой сильной женщине, – подытожил Михаил Пичугин. 
   Екатерина ТАБАШНИКОВА Фото из архива Михаила ПИЧУГИНА
Просмотров: 811

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос