Земные и воздушные

Главная / Новости / Человек и его дело / Земные и воздушные
29.10.2021
Земные и воздушные
   Дороги Дмитрия Кулакова, водителя школьного автобуса 

   Ночные дороги детства 
   – Любовь к технике у меня с детства. Помню, когда ещё учился в начальной школе, отец брал меня на работу. Он был водителем в автоколонне, и мне так хотелось быть похожим на него, – Дмитрий Кулаков улыбнулся, вспоминая. – Помню, он сажал меня за руль, а у меня ноги до педалей не доставали. Так и нарезали с ним вместе круги по гаражу. Я рулю, он на педали жмёт… 
   Отец на КАЗе работал, тягач такой, в просторечии эту машину «Колхидой» называли. Все каникулы с ним в кабине прошли. Как лето, так он брал меня с собой в рейсы. По всему Союзу поездили… Мне, пацану, нравилась кочевая жизнь дальнобойщиков. И ночные дороги, и перекусы в придорожных забегаловках, и даже незапланированные ремонты казались самыми лучшими приключениями. Так и вырос с уверенностью, что буду водителем… 

   Под крылом «Бурана» и сенью «Тополей» 
   Но, окончив школу № 1, Дмитрий Кулаков всё-таки решил получить другую профессию. Рабочие профессии в Советском Союзе были в почёте, и специальность токаря казалась престижной и выгодной. Вот и уехал Дмитрий в Подмосковье, поступил в элитное ПТУ при заводе РКК «Энергия». Известная на всю страну корпорация, ведущее космическое производство СССР, в это время вела работы над программой «Буран». Даже студенты училища были включены в процесс производства: утром – лекции, а вечером – полноценная работа на заводе. 
   – Сам «Буран» я не видел, зато приложил руку к созданию ракеты-носителя. В моем цеху собирали… До сих пор этим горжусь, – говорит Дмитрий. – А свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года, я уже в армии был. Он взлетел с Байконура, там же и приземлился. Я же волей армейского начальства попал служить на космодром Плесецк. 
   Плесецк. Ещё одна веха советской и российской космонавтики. Белые ночи Архангельска, расцвеченные пусками спутников. Два года Дмитрий Кулаков прослужил в ракетных войсках стратегического назначения. Был водителем, приписанным к цеху сборки ракетных комплексов «Тополь». – У меня был ЗИЛ-130, это легенда советского автопрома. До сих пор вспоминаю эту машину с теплом… Сколько же ракетных комплектующих я на ней перевозил! Хорошее время было, – Дмитрий Кулаков улыбается, вспоминая службу в Советской армии. – Помню, как-то мы с ребятами в корпус «Тополя» забрались, сидели там, смеялись… 

   Родные маршруты
   Интересно, весело было, но всё равно после службы потянуло домой, в Сухиничи. Соскучился по родным лицам, по улочкам города. Вернулся, достал диплом токаря и устроился на радиоламповый завод. Но проработал там недолго: уже шли девяностые, «лампочка» дышала на ладан, да и руки просили руля. Пошёл в магазин к частнику, возил продукты, а через пару лет отец позвал в автоколонну, в знакомый с детства гараж. Сначала токарничал, а потом сел за руль. 
   – Там я все машины перепробовал: и МАЗ, и ГАЗ, и КАМАЗ. На «Икарусе» поработал, на межгороде. Москва, Калуга, Брянск – рейсы каждый день. Вот где настоящая школа жизни и труда. Даже в аварии попадал, не по своей, правда, вине. В больнице полежал: ногу по косточкам собирали. Собрали, и я решил поискать работу поспокойнее. Вот с 2008 года кручу баранку школьного автобуса. Маршрут «Татаринцы–Хотень–Стрельна» изучен вдоль и поперёк. Коллектив водителей у нас хороший, дружный, слаженный. Да и гомон детишек в салоне радует… 
   А главное – остаётся время на хобби. 

   Дорога в облака Хобби – это небо. 
   Небо и парящие в нём модели самолётов. 
   Еще в школьные годы Дмитрий увлёкся авиамоделизмом и не изменил этому увлечению до сих пор. 
   – Десять лет мне было, когда я от отца люлей огрёб: сделал летающую модельку самолета из палок от веника и картона. А двигатель – самый простой, из резинового жгута, который крепился к пропеллеру. В «Юном технике» прочитал про резиномоторы. Сделал, натянул, винт завертелся и самолётик взлетел… – Дмитрий интригующе усмехнулся, – отправился, так сказать, в свой первый и последний полёт до папиного лба. Смеху было! А потом увлечение затянуло. Из капрона и пенопласта, из целлулоида и обрезков ткани – из всего, что под руку попадалось, делал самолётики. Вся семья была в курсе моего увлечения, и все поддерживали, помогали. Помню, двоюродная сестра прислала в подарок на день рождения настоящую магазинную кордовую модель самолёта. 
   Радиоуправляемые модели в те времена были редкостью несусветной, поэтому летательные аппараты управлялись с помощью тросиков-кордов. При определённых навыках «пилота» модель самолёта могла не только по кругу летать, но и выполнять различные пилотажные фигуры. Кордовая модель с настоящим двигателем – царский подарок для пацана в восьмидесятые годы! 
   А потом Дмитрий Кулаков собрал и радиоуправляемую модель. Шёл 1986 год, ещё висел «железный занавес», а шестнадцатилетний подросток умудрился заказать из-за границы и фанеру из бальзы, самого лёгкого в мире дерева, и исполнительные механизмы радиоуправления. 
   – Это вам не нынешние Авито и Алиэкспресс, пришлось покрутиться, поискать ходы-выходы. Да и финансовые возможности были не ахти. Ну какие деньги у подростка? Только то, что сэкономил на мороженом, кино, булочках. Да ещё работал летом: то в колхозе, то ящики сбивал. Зато как же летала эта первая модель! Моноплан с верхним расположением крыла. Долго он у меня был, потом я разобрал его на детали… 
   Куда бы ни забрасывала Дмитрия судьба, везде среди облаков находилось место, где летал бы его самолётик. Даже учась в училище, работая на заводе, успевал бегать в авиамодельный кружок. И тему дипломной работы выбрал соответствующую: «Точёные детали к моделям самолётов». 

   Готовы к полёту 
   Не так давно Дмитрий Кулаков закончил три новых модели. Уже прошли пробные запуски. Маленькие взлетают с городского стадиона, большие – осваивают небо за городом. 
   – Сейчас квадрокоптеров не счесть развелось, но я считаю, что это для ленивых. Купил, запустил… А когда руки свои приложишь, труд, то и удовольствия уже больше, – говорит авиамоделист с сорокалетним стажем. – Да и если китайская эта ерунда упадёт, то всё, иди заказывай новый. А мои модели поднял, подклеил, и снова в небо! 
   В коллекции лётчика-водителя летательные аппараты самых разных размеров и марок. Вот неделю назад взлетала модель Saber 920, полкилограмма всего. Есть и ещё поменьше – 190 граммов. А самый большой – Як-54 с размахом крыльев три метра. 13 кг, объём двигателя 120 см3. Есть чем похвастаться перед единомышленниками. В сентябре этого года проходил слёт авиамоделистов в Брянской области, и Дмитрий его посетил в качестве приглашённого гостя. Пообщались, обменялись опытом, контактами. И, конечно же, новыми идеями. 
   Лада МАЛЫШКОВА Фото Юрия ХВОСТОВА
Просмотров: 1547

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Все новости




 Уважаемые посетители сайта «Организатор.ru»!

     Газета «Организатор» в формате PDF доступна на платной основе. 
   Стоимость подписки на полугодие 2023 г. – 400 рублей. 
    Оформив подписку, на свой электронный адрес Вы получите электронную версию газеты «Организатор» в формате PDF, полностью соответствующую бумажному варианту нашей газеты. 
    Подписаться можно в рекламном отделе редакции т.8(48451) 5-34-04,
    электронная почта : org-smi@yandex.ru
 
 


Народные новости
Опрос